Наконец-то накопился материал для моей регулярной рубрики по достопримечательностям Москвы, сегодня будет много нового и интересного. Начнем мы с памятника Грибоедову, что на "Чистых прудах".
В 1918 году по плану монументальной пропаганды на месте, где сейчас расположен памятник Грибоедову, был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину, построенный по проекту скульптора М. Ковалева. Памятник был исполнен в абстрактно-футуристической манере, но вышел крайне неудачным. Говорят, что когда с памятника сняли только часть лесов, от него уже начали шарахаться лошади московских извозчиков. Анархисты устроили акцию протеста с требованием убрать памятник, а рабочие написали в газету гневную статью с заголовком «Уберите чучело!». В результате памятник очень быстро убрали.
Нынешний памятник установлен в 1959 году, к 130-летней годовщине трагической гибели писателя. Место было выбрано не случайно, так как Александр Сергеевич Грибоедов жил некоторое время в нескольких минутах ходьбы от этого места - в доме № 42 по Мясницкой улице.
Скульптура изображает писателя в глубокой задумчивости. Внизу круглого постамента с полуоткрытым занавесом изображены герои пьесы Грибоедова «Горе от ума».
Мемориальная доска Ю.И. Киселёву. Открыта 3 декабря 2004 г. в Международный день инвалидов.
Юрий Иванович Киселёв (1932-1995) - художник и правозащитник, организовавший первый в СССР пикет инвалидов-фронтовиков, один из создателей Всесоюзного общества инвалидов. Последние годы руководил общественной приемной для инвалидов в здании, на котором установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска Н.К. Крупской
Надпись на мемориальной доске: "В этом здании с 1925 года по 1939 год работала Надежда Константиновна Крупская выдающийся деятель коммунистической партии и советского государства".
На этом же здании на Чистопрудном бульваре есть и мемориальная доска Анатолию Васильевичу Луначарскому. В 1925-1939 годах дом занимал Наркомпрос, где и работал Анатолий Васильевич Луначарский - первый нарком просвещения РСФСР.
Бюст Ф. Н. Петрова. Расположен в сквере перед зданием, в котором размещалось историко-литературное объединение старых большевиков при Институте марксизма-ленинизма.
Памятник открыт в 1977 году. Ф.Н. Петров - партийный деятель Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда, один из руководителей издательства "Советская энциклопедия".
На станции московского Метрополитена «Китай-город», а именно в северном ее вестибюле, установлен памятник Виктору Павловичу Ногину. Ранее до 1990 года эта станция носила название «Площадь Ногина», чем и обусловлено наличие здесь этого бюста.
Виктор Павлович Ногин известен как российский революционер, большевик, советский партийный деятель. Особенной заслугой, причисленной Ногину, считают победу большевиков в революции 1917 года под его руководством. Но спустя короткий промежуток времени он вступил в бескомпромиссный конфликт с представителями партии, что стало причиной его смещения с высокой должности.
Памятник представляет собой бронзовое изображение большевика на гранитном постаменте с надписью «В. П. Ногин». Из деталей одежды можно отметить характерный двубортный пиджак с высокой стойкой. В целом, памятник выглядит монументальным благодаря высокому постаменту. В народе у него даже появилось прозвище «голова».
Кстати говоря, рядом с памятником ранее имело обыкновение собираться цветоводы и любители домашней растительности. Они обмениваются здесь опытом, тематической литературой и даже семенами и рассадой. Вот такая негласная слава у «головы».
Памятная доска на станции московского метро Красносельской, посвящённая Т.В.Фёдоровой.
Она отдала больше 40 лет жизни строительству московского метрополитена. Стояла, так сказать, у истоков. При её участии и под её руководством были построены одни из красивейших станций метро. Например, кольцевая станция проспект Мира, Новослободская, а уж на кольцевой Киевской можно вообще кругами ходить, рассматривая мозаичные панно. Первомайская, но та попроще декорирована.
Т.В.Фёдорова скончалась в 2001 году, а памятная доска на выходе со станции Красносельская была открыта 15 мая 2006 г., через 5 лет после её смерти.
Т.В. Фёдорова написала книгу "Наверху - Москва!".
Памятная доска Н.П. Смирнову-Сокольскому. Николай Павлович Смирнов-Сокольский - советский артист эстрады, писатель, библиофил и библиограф, историк книги.
Мемориальная доска журналистке Анне Степановне Политковской
Табличка выполнена в форме портрета журналистки с надписью «Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская до своей трагической гибели работала в этом здании с 1999 по 2006 год».
Авторами работы выступили скульптор Иван Балашов и архитектор Петр Козлов.
Анну Политковскую убили 7 октября 2006 года в подъезде собственного дома в Москве. Ранее одного из фигурантов дела - бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова - осудили на 11 лет. Заказчики убийства Политковской так и не найдены. Но все всё понимают, кто заказчик.
Художник Марат Набий вместе с жителями Нагорного района украсил арку дома на Варшавском шоссе цветными мозаичными ящерицами. Такой подарок сделала галерея «Варшавка» городу в честь юбилея.
Украшают арку 199 ящериц.
Сделать ящерицу по собственному проекту мог каждый желающий. Изначально ящериц было 200, но одна маленькая девочка очень хотела забрать раскрашенную ящерицу домой. Ей не смогли отказать.
Каждая ящерица, украшающая арку, уникальна и имеет свой узор. Одна несет еловые шишки, другая - дверные ключи и шурупы, третья «одета» в классическую витражную мозаику из мальтийского стекла.
Ящерицы выполнены из традиционной смальты, натурального камня, металла, стекла и других материалов. Каждая из них имеет угловатую форму. Благодаря этому они могут соединяться в единую картину.
А напротив ящериц грандиозное панно из сотни масок - Панно "СтоЛица".
Уникальный творческий проект галереи-мастерской «Варшавка». Представители выставочного зала, художники и жители Нагорного района украсили сотнями гипсовых масок арку здания.
Мозаика из гипсовых масок стала результатом коллективного творчества, в создании декоративного панно приняли участие более 105 человек. Сотни ликов, составляющих масштабную композицию, расписывались гостями выставочного зала на протяжении всего года. Дети и взрослые принимали участие в мастер-классах, где каждый мог изготовить уникальную маску на свой вкус. При росписи ликов были использованы разные техники изобразительного искусства, однако все идеально дополняют друг друга и составляют единое панно.
Каждый участник проекта вложил что-то личное в эту мозаику. Например, кто-то принес в галерею старые пуговицы и решил сделать из них волосы для своей маски. Панно - настоящее произведение искусства, которому нет аналогов. Даже глава управы Аркадий Русских внес свою лепту в мозаику и расписал одну из масок. Очень приятно видеть, как панно заставляет идущих мимо людей остановиться и полюбоваться на маски.
Вот такая она интересная Москва.