Интерактивное занятие "Солдатские истории Ивана Волкова" в Кутузовской избе

Feb 28, 2018 18:43


Прямо в праздник 23 февраля мы посетили замечательное мероприятие - интерактивное музейное занятие в Кутузовской избе.



Кутузовская изба (реконструкция, настоящая сгорела в 1868г) является частью музейного комплекса "Бородинская битва". Конечно же, посвящена Отечественной войне 1812 года: здесь после Бородинского сражения состоялся знаменитый военный совет, на котором Кутузов принял решение об отступлении.
"Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?.."

Вообще, сегодня мы стихотворение "Бородино" вспоминали неоднократно не зря учили :).





А внутри нас встречает бравый солдат Иван Волков! Он расскажет об оружии и снаряжении русской армии, о родах войск, об основах строевой подготовки и способах ведения войны. Но не сухо и документально, а с загадками и головоломками, солдатскими байками, а также с настоящей атрибутикой, живыми историческими предметами, которые можно потрогать руками.



Для пущей интерактивности разделимся на два полка - Семеновский (мы) и Преображенский (вот они, сидят напротив). И будем соревноваться за правильные ответы.



Сначала поговорим про солдатскую одежду.
"Чёрен, да не трубочист; стучит, да не речист; с ушами, да не лошак; кочергой, да не кочерга; и попарно живёт, а приплоду нет". Кто это? :)



Изучим содержимое походного ранца.








А как называется такой головной убор?



Кивер! Мы без подсказки не вспомнили :). Зато потом сразу же всплыло "Кто кивер чистил весь избитый..."



Поговорили о трех родах войск - пехота, кавалерия и артиллерия. Как их отличить? В первую очередь, конечно, по мундиру.
Примерим :)



Мундир пехотинца.



Также отличаются мундиры у музыкантов. Вот слева стоит полковой барабанщик, на мундире характерные белые полоски.



Ружье! Обсудили, как его заряжают, как стреляют.



Все мальчики откуда-то знают, чем отличается патрон от пули :)).



Зарядить ружье в те времена - вообще-то непростая задача, требующая навыка, аккуратности и быстроты.



Целься! Пли!
Один выстрел - и заряжай по новой :).



Еще одна хитрая загадка, никто не отгадал: "Три лица, а изнанки нет".
Правильный ответ: это трехгранный штык, который надевается на ружье. Пришел на смену древковому оружию у пехотинцев.

Переходим к кавалерии. Тяжелая - кирасиры, легкая - гусары.
Примеряем гусарский доломан.



Какие еще есть виды легкой кавалерии?
"Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.."

Примеряем мундир улана :).



Плавно подошли к артиллерии. Рассказ сопровождают слайды на экране.



В артиллерии знак отличия - эмблема со скрещенными пушками на кивере.
Другой характерный предмет у артиллериста - банник (вот эта палка со щеткой на конце). Нужен для очистки ствола пушки от остатков пороха.

Примеряем артиллерийский мундир.



Настоящее пушечное ядро! Тяжеленное! И это самый маленький калибр - 3-фунтовое.



А вот картечь. При выстреле разлетается, работает как дробовик.

"Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"



А сейчас выполним письменное задание: нужно соединить солдата (слева) и вид оружия (справа). Теперь, после познавательного рассказа, это уже не составит труда.



В брошюрке есть и другие задания, с удовольствием выполнили.





На этом занятие подошло к концу, наш замечательный рассказчик ответил на многочисленные вопросы, а напоследок научил солдатской позитуре.

Солдатская позитура - стойка, которую принимает солдат по команде смирно.
Солдат должен стоять прямо и непринужденно. Пятки вместе, носки врозь. Руки вдоль тела, мизинец прижат к шву штанов, ладонь вывернута вперед. Грудь вперед, плечи назад, опущены. Подбородок поднят. Взгляд в землю перед собой (последнее особенно шедеврально, попробуйте повторить на досуге, с поднятым-то подбородком :).



Держим позитуру!



Вольно, молодцы!
:))

Занятие понравилось очень-очень! Прямо то, что нужно, и формат, и насыщенность, и подача материала! Ребенок слушал с большим интересом, участвовал, отвечал на вопросы.

Фото на память.





Осматривать экспозицию самой избы уж не стали, хотя тут тоже интересно: выставка к 200-летию памяти Матвея Платова, атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, прославленного героя Отечественной войны 1812 года.




Выкатились на улицу.

Верстовой столб со старой Смоленской дороги. Установлен на месте сгоревшей в 1868г. исторической избы. На двух его гранях - две мемориальные доски. Рассмотреть их в связи с огромными сугробами не представлялось возможным, поэтому инфа из интернета:
"На одной из них выбиты слова, сказанные Кутузовым на военном совете: "С потерею Москвы не потеряна Россия. Первую обязанность поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к нам на подкрепление. Самим уступлением Москвы приготовим мы гибель неприятелю <….> Знаю, что ответственность пойдет на меня, но жертвую собой для блага Отечества. Повелеваю отступить…". На второй мемориальной доске изложена история установки памятника."







Поодаль - обелиск на братской могиле русских воинов, павших в Бородинском сражении.





Сама Бородинская панорама сейчас закрыта на реконструкцию - обещают открыть ко дню города в сентябре.



Конный памятник Кутузову.



Большое спасибо за приглашение сообществу moskva_lublu, а также администрации музея "Бородинская панорама" (группа музея в Фейсбуке , Вконтакте , Одноклассники и Инстаграм ).

музеи, детям

Previous post Next post
Up