Если любишь Москву, то надо ли любить ее и как порт пяти морей? Вместе с полуразрушенным северным речным вокзалом? Оставим вопрос без ответа.
Просто
осень во второй половине приносит особые даты. 20 лет работы на каналах и реках отмечает «Мостурфлот», круизный оператор, о котором я упоминаю в своем журнале в пятый раз.
Это оператор полного цикла, то есть он не только имеет, к примеру, кейтеринговое подразделение, но даже продает билеты на круизы коллег.
Тут можно было бы поместить рассказ о том, что Ока - мать нашего пароходства. Но из исторических фактов я выбрал всего лишь несколько цифр последнего времени.
До приватизации 1994 года речной флот перевозил сотни тысяч пассажиров и множество грузов.
В начале 90-х на ходу было 12 теплоходов. В новом веке - побольше.
22-25 маршрутов одновременно «Мостурфлот» предлагал и предлагает в разные годы. Но по техническим причинам не могут, к примеру, дойти до Великого Новгорода.
Меня же из их маршрутов интересуют северные, в идеале до Соловков, где «Мостурфлот» был хотя и не первым, но вторым из операторов.
«Иван Крылов» много лет ходил до Беломорска, а далее путешественники попадали паромом на Соловецкие острова. «Михаил Булгаков» ходил до Повенца, а далее автобусом и опять же - паромом.
Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства, дважды (со товарищи) встречался с Владимиром Путиным на предмет строительства отечественных круизных теплоходов. И оба раза Путин давал соответствующие поручения. Но в 2012-м ничего не сдвинулось с мертвой точки, а вот в 2014-м такое поручение запустило процесс строительства теплохода класса река - море PV 300 VD, где две последние буквы в названии обозначают Волго-Дон. Модель этого четырехпалубного судна, что строится на верфи в Астрахани для «Мостурфлота» - на следующей фотографии.
А еще были радикальные модернизации. Так «
Княжна Виктория» преобразована из «Грибоедова» (по просьбе американского оператора, который зафрахтовал ее на первые годы).
Кстати, узнал и то, что австралийской компанией зафрахтован «Александр Блок».
«Максима Горького», которого можно увидеть на плакате выше, модернизировали в 1999-2002 и в 2012. Там есть восковые фигуры Горького и Калинина. Но он не плавает, а два года стоит в затоне, где я его и видел зимой (кстати, и фотографии сохранились).
А не плавает он, в первую очередь, из-за того, что его должны обслуживать 15 человек, тогда как современные теплоходы - всего несколько человек. 150-летие М. Горького - в следующем году. И под это дело хотят продать теплоход в Нижний Новгород. Ну хотя бы - под летний ресторан. Из Москвы-то Собянин выгнал все дебаркадеры, а в других местах они популярны.
Только катер «Беляков» старее, чем «Максим Горький», но пребывает в состоянии более плачевном.
Елена Болотнова, руководитель туристических бригад, рассказала про развлекательные и тематические программы в круизах.
Проект «Река времени». Корабль «Николай Карамзин», XIX век, бальный танец на теплоходе.
«Иван Крылов» - про серебряный век поэзии, и значит арт-кафе «Бродячая собака» - на борту.
Кстати, лучшее, что появилось на этом теплоходе - планетарий, чтобы изучать звездное небо круизов.
«Сергей Образцов» - теплоход для театральных программ.
«Михаил Булгаков» в этом году «ушел» под фестиваль молодежи, но в новой навигации там будет править тема «Москва и москвичи».
Анонсированы планы чайных круизов (с дегустациями и знакомствами с чайными традициями) и бард-круизы.
Узнал, что Каспий - единственный крупный водоем мира, где нет регулярных круизов. Но производятся разведывательные круизы, в том числе «
Мостурфлотом». Это вроде бы опровергает заголовок записи, но на самом деле расширяет его.
см. также:
80 лет каналу «Москва - Волга» Накануне открытия навигации в Порту пяти морей Круизная навигация в Москве открыта Блогерский Новый Год