28 октября здание Театра Романа Виктюка на Стромынке откроется после реставрации

Sep 14, 2016 19:24

На сборе труппы руководитель театра Роман Виктюк сказал, что завидует актёрам, которые будут выходить на эту сцену. Даже сейчас, когда в зале монтируются кресла, а в фойе сложены коробки с реквизитом, интерьеры впечатляют. Стараниями реставраторов здание возвращено к первоначальному виду, каким его задумал архитектор Константин Мельников.










Здание по адресу Стромынка, дом 6 построено в 1927-1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова по заказу Союза коммунальников как клуб для рабочих расположенного по соседству Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Новый дом культуры получил имя Русакова в память об участнике революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации ВКП(б) Иване Русакове.

Об архитектурном решении рассказывает Николай Васильев, один из авторов сайта «Узнай Москву» http://um.mos.ru/houses/klub_soyuza_kommunalnikov_imeni_i_v_rusakova/: «Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. Внешние формы клуба напоминают часть шестерёнки, что бросается в глаза с первого взгляда. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика - Союза коммунальников. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения, умело скомпоновав их в общий объем.

На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.Розановым). Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная, решил эту задачу механик Н.Губин.

Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180-ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала - через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Отделка фасада основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки - серой и белой».

Первоначальный проект предусматривал много окон, но стекло того времени плохо удерживало тепло и после первой же зимы оконные проёмы были заложены. Позднее была демонтирована надпись на фасаде «Профсоюзы - школа Коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен здания.

В 1996 году клуб передан в аренду Театру Романа Виктюка. В 2012 году был объявлен конкурс на проведение ремонтно-восстановительных работ в здании клуба с «приспособлением здания под творческую деятельность». В 2014 году на выставке Denkmal («Памятник») в Лейпциге выставочный павильон Мосгорнаследия, в котором демонстрировались результаты реставрации ДК имени Русакова, получил первый приз. Как отмечалось в прессе, награждение явилось свидетельством высокого качества работ и большого интереса международного сообщества реставраторов к эпохе конструктивизма в советской архитектуре.

Итоги реконструкции, завершённой в 2015 году, высоко оценил столичный мэр Сергей Собянин: «Это - один из самых крупных реставрационных объектов столицы. За два с половиной года реставраторы полностью воссоздали исторический облик одного из самых ярких памятников авангарда». По словам руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского, в здании после реставрации появилось самое современное звуковое и световое оборудование, созданы удобные гримёрки, холл для посетителей, переложены системы тепло- и водоснабжения. Были восстановлены предусмотренные проектом Мельникова, но позднее заложенные окна, в результате чего Театр Романа Виктюка стал единственным среди московских театров, где для театральной постановки может быть использован солнечный свет. Необычная мельниковская планировка зрительного зала доставила некоторые хлопоты инженерам, монтировавшим акустические системы, но в итоге звук одинаково хорошо слышен и в партере, и на балконах.



















Роман Виктюк назвал отреставрированное здание Домом Света: «Когда Мельников строил это здание, он знал - я сюда приду. Здесь были наглухо заколоченные окна и когда их раскрыли, обнаружилась потрясающая вещь: солнце всегда светит в какое-либо из них. В доме солнечно с утра и до вечера! Но главное, что, когда я прихожу сюда поздно ночью, пространство разговаривает со мной - я слышу вздохи и шорохи».




Хотя два десятка лет назад Дом культуры Русакова был передан театру, на его сцене тогда сыграли лишь несколько спектаклей. Здание было в аварийном состоянии и использовать его можно было лишь для репетиций в крайне стеснённых условиях. Труппа много гастролировала, а в Москве выступала в Театре юного зрителя, Театре Луны, Театре Джигарханяна, Театре Моссовета и на других сценических площадках. Открыть отреставрированный зал для зрителей планируется 28 октября премьерой спектакля «И вдруг минувшим летом» Теннесси Уильямса в постановке Романа Виктюка. Дата выбрана не случайна - в этот день Мастер будет отмечать своё 80-летие.

В 1991 году Роман Виктюк, ставивший спектакли в различных театрах бывшего СССР, Европы и Америки, открыл свою антрепризу спектаклем «М. Баттерфляй», который стал ярчайшим событием театральной жизни, и не только в России. В это же время признанный уже легендарным спектакль «Служанки» вышел в обновленной редакции, переживая свое громкое второе рождение. Так начинался авторский Театр Романа Виктюка.

Артистов для своего театра Виктюк искал по всему постсоветскому пространству и в результате собралась команда, которая в состоянии была воплотить даже самые невероятные идеи режиссёра. Он приглашал в постановки театра оперных и балетных звезд. Например, в спектакле «Антонио Фон Эльба» главную роль сыграла знаменитая певица Елена Образцова. Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием его авторской, неклассической методики.











































Со своим зрителем Виктюк общается на языке духа, интуиции и воображения. Его мрачная, экспрессивная эстетика гармонично сосуществует со светлой, жизнеутверждающей, отчасти детской энергетикой всех постановок. Аншлаги на спектаклях Романа Григорьевича - явление привычное. Несмотря на то, что театр постоянно менял площадки и настолько активно гастролирует, что уследить за его передвижениями порой бывает очень непросто, публике это обстоятельство совершенно не мешает - залы во всех городах традиционно полны.

Сегодня в репертуаре театра 20 спектаклей, среди которых постановки Романа Виктюка и работы других режиссеров. Кроме этого, действует своеобразная творческая лаборатория, где происходит постоянный поиск новых интересных театральных, поэтических и пластических форм и решений.

Официальный сайт: http://teatrviktuka.ru/




На фото: прогон спектакля «И вдруг минувшим летом», в котором сыграют Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Михаил Половенко, Никита Косточко, Мария Казначеева, Мария Матто. Сценографию создал художник театра Владимир Боер.























театры

Previous post Next post
Up