“постоянным сотрудником нашей газеты не состоял и не состоит”

May 24, 2012 23:00


В начале прошлого века быть журналистом было негоже. Даже справки люди брали, что сотрудником газеты “не состоял и не состоит”. Прям как фильме “Необычный день”, где герой Марчелло Мастроянни, журналист и гомосексуалист, брал у врача справку, подтверждающую, что он гетеросексуален. В 30-х годах в фашистской Италии тем самым, конечно, герой только усугубил свое положение. В Архангельске в нулевых 20 века все было конечно не так критично. Негоже заниматься было журналистикой, если ты священнослужитель. К чему это…

Вот завалялась у меня статейка о жизни архангельского священнослужителя Владимира Купленского.  Не выкладывал и не публиковал, поскольку нет ни одной иллюстрации. Теперь сам себя ловлю, что с огромным трудом воспринимаю текст без единой фотографии. Но информацию жалко. Сдул с нее пыль и решил все-таки выложить. Предупреждаю. Под катом много букв и ни одной фотографии.

В частную общественно-политическую журналистику из среды священнослужителей в массовом порядке попадали дети священников, семинаристы, отказавшиеся от священнического сана. Но участие самих церковных служителей в работе частных газет было редкостью. Священники и преподаватели духовной семинарии имели отношение к прессе, как правило, при издании церковной периодики. Однако служители культа в начале XX века не остались в стороне от политических дискуссий, нарастающей социальной активности. Они являлись активными субъектами общественно-политической жизни Архангельской губернии и страны в целом. Поэтому судьба священника Владимира Васильевича Купленского, одного из ведущих сотрудников частной газеты «Голос Севера», является с одной стороны нетипичной, с другой - ярко характеризует процесс вовлечения православных священнослужителей в революционные преобразования, протекавшие в Российской империи.

В.В. Купленский родился около 1873 года в селе Глуховке, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, в семье священника. Его отец Василий Купленский служил сельским священником в селе Журавкина. По его стопам и пошел сын. В.В. Купленский окончил Тамбовскую духовную семинарию, после чего в течение нескольких лет учительствовал в церковно-приходских школах Тамбовской епархии. В 1898 году стал священником в отцовской церкви села Журавкина. Занимал также должность помощника окружного миссионера. Однако амбиции юноши простирались дальше сельской церкви. В 1899 г. В.В. Купленский поступил в Московскую духовную академию, где окончил курс с званием кандидата богословия.

В том же году назначен в Ставропольскую духовную семинарию преподавателем «по истории и обличению расколо-сектантства и сравнительному богословию». Вскоре переведен в Тверскую губернию. Первую российскую революцию встретил в Харькове, где работал законоучителем в гимназии.

Каким было отношение В.В. Купелниского к протекавшим в стране революционным преобразованиям не известно. Однако в стороне от общественной жизни он не остался. Скорее всего, именно по этой причине его с должности учителя уволили по личному предложению попечителя Харьковского учебного округа весной 1906 года.

После чего тридцатитрехлетний В.В. Купленский попадает в Архангельск. Резолюцией епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия его зачисляют на дьяконскую вакансию Воскресенской церкви губернского центра. Возможно, на этот раз выбор В.В. Купленского выпал на северную губернию лишь благодаря связям своего отца, приходившегося братом родственника епископа преосвященного Серафима (в миру Семена Жемчужникова). По словам епископа Иоанникия В.В. Купленский, по приезду в Архангельск, «обещал впредь никогда и ни к каким политическим партиям и союзам не приставать и противоправительственных целей не преследовать».

Под покровительством епископа карьера В.В. Купленского поначалу складывается вполне неплохо. Став вторым священником в Воскресенской церкви, его вскоре зачисляют законоучителем в штат женской Мариинской гимназии, а также законоучителем в женскую Воскресную школу.

Однако активный В.В. Купленский устоять в стороне от общественной деятельности не смог. В 1906 году он стал одним из ведущих сотрудников архангельской газеты «Голос Севера». Данное издание было организовано на средства группы местных лесопромышленников, примыкавших к умеренным политическим партиям «Правого порядка» и «Мирного обновления». В.В. Купленский в своих статьях выступал за конституционную монархию, за политическую борьбу в рамках парламента. Но для церкви любое участие ее сынов в политической жизни страны являлось предосудительным. Если для большинства жителей Архангельска газета «Голос Севера» представлялась чересчур умеренной для периода революционных преобразований, то в глазах епископа она виделась газетой «крайне левого направления, оппозиционной, противоправительственной и противоцерковной». Епископ Иоанникий несколько раз требовал от В.В. Куплеского оставить участие в работе газеты. Последний неоднократно обещался это сделать, но слова не сдержал. Более того, в начале 1907 года В.В. Купленский попросил епископа «разрешения продолжать ему сотрудничество в газете, уверяя, что с нового года она будет нового направления, и что он ни в каком случае ничего не будет писать ни против правительства, ни против церкви». При этом за продолжение журналистской работы перед епископом лично ходатайствовал местный купец А.И. Вальнев, один из пайщиков газеты. Епископ поддался на уговоры и дал свое разрешение с условием, что направление газеты изменится.

Однако в редакционной политике газеты принципиальных перемен не произошло. Поэтому епископ потребовал от священника письменного отречения от публицистической деятельности. В.В. Купленский предоставил письменное заявление от редакции в том, что «…он, Купленский, постоянным сотрудником нашей газеты не состоял и не состоит, ранее принимал лишь очень небольшое участие, а в настоящее время ни в каком отношении к нашей газете не состоит и никакого участия в ней не принимает». Но в консистории к данному документу отнеслись скептически, поскольку по сведениям епископа редактор газеты Василий Салазгорский приходился племянником В.В. Купленскому и жил вместе с ним в одной квартире. Позже В.В. Купленский опровергал свое родство с Салазгорским. Однако недоверие епископа к справке из редакции вполне основательно. Тот факт, что за участие В.В. Купленского в работе газеты ходатайствовал перед епископом один из ее собственников, уже говорит о многом.

В конечном итоге епископ исключил В.В. Купленского из архангельской епархиального ведомства, запретил ему священнослужение, лишил служебной квартиры. В.В. Купленский потерял места в гимназии и школе. К тому же газета «Голос Севера» с окончанием первой российской революции закрылась.

В 1907 году В.В. Купленский через обращение в Синод опротестовал решение об его исключении из епархии. Но это не помогло улучшить положение. Журналист с саном священника неоднократно пытался перевестись в другие епархии на должности миссионера или учителя. Но епископ Иоанникий на все запросы из других регионов давал на В.В. Купленского чрезвычайно нелестные характеристики, после которых опальный священник получал отказы.

В начале 1908 года В.В. Купленского настигло очередное несчастье. Умер его отец, а мать от горя была парализована. Перед В.В. Купленским стала необходимость содержать семью, умершего отца. Оказавшись в тяжелом материальном положении, он обратился за прощением к епископу.

«Я приношу Вашему Преосвященству с глубоким смирением свою нижайшую просьбу простить меня в грехах моих вольных и невольных. Простите меня, Владыко святый, и не лишите Вашего Архипастырского благоволения и снисхождения» - обращался в письме В.В. Купленский к епископу Иоанникию. Епископ смилостивился над священником и предоставил ему место в Прилуцком приходе Онежского уезда.

На новом месте поведение В.В. Купленского приобрело благожелательный характер. В рапорте на имя епископа священник Онежского уезда Александр Попов в отношении В.В. Купленского отмечал следующее: «… в поучениях своих более всего затрагивает и обличает подмеченные им местные недостатки в религиозно-нравственной жизни и худые деревенские обычаи; что же касается тем политического характера, то таких проповедей, как мне известно, он не произносил, да и политические мнения его, насколько мне пришлось узнать, благонамеренного направления».

Вскоре В.В. Купленского перевели в Онегу, а в ноябре 1908 года он заслужил благословения епископа и был переведен на должность настоятеля кладбищенской церкви города Архангельска.

журналисты, 1905-1907

Previous post Next post
Up