Газета с запахом селедки

Aug 10, 2011 19:39


Занесло тут меня в газету “Моряк Севера”. Опубликовал там краеведческую статейку ) Кому интересно, то милости под кат.




На снимке: Адам Эгеде-Ниссен (сидит), справа Александр Кучин, в центре Василий Грачёв, мужчина слева х… знает кто.

Газета с запахом селедки

Мало кто знает, но у архангельских поморов сто лет назад уже имелась своя, выражаясь современным языком, корпоративная газета. Правда, издавалась она не в губернском центре Архангельске, а в норвежском рыбацком городке Вардё и называлась «Мурман».

Дело в том, что газету эту выпускали эсдеки, то есть члены запрещённой в России социал-демократической партии. Поэтому на родине она легально появиться не могла, а в норвежском городке существовала вполне легально.

Меняем на «золотой напиток»

Два северных города - Вардё и Архангельск - столетиями объединяло общее дело - торговля и рыбный промысел. В Вардё в летний сезон скапливалось много поморских судов - шняков. По словам норвежского писателя Тура Робертсена, русские рыбаки продавали здесь не только рыбу, но и дешевый ром, называемый «золотым напитком». Норвежцам приходилось доставлять его домой контрабандой. Дешёвым товаром они запасались на всю зиму и пили его большими кофейными кружками.

По весне норвежцы устремлялись на Кольский полуостров - туда уходила треска. Многие для ведения более успешного бизнеса приезжали в Архангельск изучать русский язык, налаживать деловые связи. Некоторые даже оседали навсегда, как это сделал Мартин Ульсен, занявшийся в России лесным бизнесом. В частности, он поставил на Печоре (в нынешнем Нарьян-Маре) лесозавод «Стелла Поларе». Для поддержания многочисленных деловых связей в Архангельске даже было открыто норвежское консульство.

Он же «Фишер», он же «Профессор»

Для пересылки оппозиционной литературы в Россию через Архангельск по инициативе В. И. Ленина в начале XX века Вардё стал перевалочным пунктом. В город от него прибыл представитель Архангельского комитета РСДРП Николай Шевелкин, он же «Фишер», он же «Профессор». Инженер по образованию, Шевелкин был сослан в наш город из Риги за революционную деятельность. Из ссылки сбежал в Норвегию.

Здесь посланник Ленина завязал контакт с местным активистом рабочего движения Адамом Эгеде-Ниссен. Норвежец был одним из учредителей газеты «Финнмаркен», что облегчило решение многих проблем в обустройстве издательского дела. Николай Шевелкин не без помощи новых знакомых раздобыл типографское оборудование, нашёл людей - рабочего Лисичкина и корректора Грачёва, а также в будущем известного полярного исследователя Александра Кучина. В 1905 году было создано вполне легальное издательство «Помор», расположившееся при типографии газеты «Финнмаркен».

Литература в рыбе

По сведениям краеведа А.Г.Веселова, финансировалось издательство за счёт средств Центрального комитета РСДРП. Деньги также шли из Архангельска, их собирали в Норвегии среди поморов, моряков и норвежских друзей. Кроме того, средства получали и от реализации легальной литературы. Типография издавала всевозможные брошюры: сочинения революционных авторов и вполне политически нейтральные книги, например, русско-норвежский словарь. Оппозиционные издания пересылались в Архангельск контрабандой в бочках с селёдкой или треской. Жандармы частенько находили книги со штампом «Помор» при обысках в квартирах молодых архангелогородцев, увлеченных модным тогда социал-демократическим учением.

В 1906 году норвежское правительство потребовало даже прекратить подобную деятельность. Дело получило широкую огласку и было вынесено на рассмотрение суда. «Дело Вардё», как его называли, в итоге закончилось тем, что не нашли основания для запрета такой литературы.

Газета для поморов

Но всё-таки главной целью издательства стал выпуск газеты «Мурман», предназначенной для распространения на Русском Севере. Газета выходила в летние месяцы на протяжении трёх лет. С 1907 по 1909 год вышло 15 номеров - по пять номеров каждый сезон. Время её выхода было обусловлено с тем, что главной читательской аудиторией были рыбаки-поморы.

Газета рассказывала о новостях с Мурманского побережья и Северной Норвегии. Акцент делался на экономическом положении и условиях жизни рабочих и крестьян-рыбаков. Например, весной 1909 года газета подняла тему - условия труда приблизительно двухсот русских рабочих в Вардё. Резко критиковались заработная плата, условия труда, проживания, питания и так далее. Главную причину бед редакция видела в отсутствии у рыбаков своего профсоюза. К газете прислушались и 7 мая 1909 года такой союз создали.

Конечно, не обошлось в газете и без политики. Много места уделялось вестям из Государственной думы. Информация, естественно, преподносилась с партийной точки зрения.

Кроме того, газета «Мурман» знакомила своих читателей с государственным устройством, с жизнью и бытом Норвегии. Играла она свою роль и в налаживании культурных связей между двумя близкими странами.

В 1909 году «Мурман» прекратил свое существование. Последний номер вышел в октябре. Причины закрытия газеты неизвестны. Возможно, она не набрала того количества читателей, на которое надеялись ее создатели.

Спустя столетие многое изменилось. Рыбаки и моряки могут не таясь читать свои корпоративные газеты, интернет-сайты, смотреть телевизионные программы. Вот только норвежцам до сих пор дешевле запастись «золотым напитком» в России, а не на родине.

Литература

Веселов А.Г. Под полярной звездой. Архангельск, 1973.

Робертсен Т., Рассказы и Вардё. Архангельск, 2011.

Тур Свеум. Нелегальный ввоз революционной литературы из Вардё в Россию // Оттар. Тромсё, 1992. №192.

журналисты, мурман, революционеры

Previous post Next post
Up