А, во, что хотела рассказать.
Вчера ходила на встречу с писательницей Гузелью Яхиной.
Ну щас те, кто в теме, кто читал "Зулейха открывает глаза" и кто писал Тотальный диктант, поймут и вспомнят.
"Зулейху" прочитала за три вечера. Товарищи граждане, это вау, оторваться не могла! Сам сюжет, история, и язык, которым написана книга плюс огромное количество деталей делают книгу читаемой моментально.
Вкратце: роман о респрессированных в 30-ее годы. Главную героиню это время настигает, когда она беременна и живет с мужем в одной из деревень Татарстана вместе с Упырихой. Упыриха - это свекровь и иного прозвища для нее сложно подобрать, это же просто немыслимо мерзкая старуха. Мужа убивают, а ее сажают в эшелон и везут в сибирский трудовой лагерь. Там она рожает ребенка и как она вынуждена обходиться ничем. Роман о жизни людей в лагере, о любви и добре в условиях, когда нет для жизни ничего.
И вот ее новый роман, по которому вся Россия писала Тотальный диктант-2018: "Дети мои".
Я его купила только в прошлую пятницу, едва себя сдерживая не купить в этом же книжном магазине еще полторы тонны книг.
(кстати, именно по этой причине мы сейчас с подругой ищем библиотеку, куда бы вдвоем записаться. Сейчас библиотеки больше не похожи на библиотеки во времена моих школьных лет: деревянные стеллажи и "тишина должна быть в библиотеке"!!! Сейчас это какие-то коворкинги и арт-пространства, с креслами-подушками, с пледами и нереально кайфовыми современными интерьерами и кофе)
Дочитала до середины и узнала, что скоро Гузель Яхина будет проводить встречу в библиотеке в Крылатском, и конечно же вот вчера сходила.
Что меня удивило, что почти все 200 человек, которые пришли на встречу - это были бабушки)) всем уверенно больше 55 лет, это средний такой минимальный возраст. А так большинство - это женщины лет 60-70)))
и мужчина-дед, который сидел рядом со мной, читал журнал "За рулем" и у меня по поводу него очередная психотравма (расскажу под замком, ибо ппц божемой).
Встреча была в формате диалога с читателями, все задавали разные вопросы - кому-то интересны были жизни героев книг, кто-то спрашивал о ее личной жизни, кто-то интересовался графиком ее рабочего дня, а я - тоже задала вопрос))
Она рассказала как писались обе книги.
Что она не просто написала, отнесла такая в издательство и всё. Нет. Во-первых, не одно, не два и не пять издательств отказали в принципе.
Во-вторых, над книгой работали прям целые группы людей-специалистов. Зулейху, например, читали эксперты по репрессиям, чтобы оценить историческую достоверность. "Дети мои" оценивались людьми, всю жизнь занимающимися волжскими немцами (!).
Я когда слышу весь это восторженный вздор, мол, Илона, когда же ты напишешь книгу, я про себя понимаю, что никогда.
Если такие талантливые авторы получают отказы от издательств, то, ну понимаете.
Ее спрашивали о том, как она, не живя и не находясь в том времени ( 20-ее годы в "Дети мои" и 30-40-ее в "Зулейхе"), смогла о нем написать и написать с волнующими подробностями.
Очень было любопытно об этом слушать, как она для себя разделяет способы и уровни работы над этим вопросом: как много она ездила и изучала тему, как она старается проникнуть в сознание, желания, страхи и цели человека, живущего 100 лет назад.
Я задала вопрос, были ли у главных героев романа "Дети мои" прототипы. И что я знаю информацию, что у многие герои "Зулейхи", в том числе та же Упыриха, были списаны с ее дальних родственников. А вот про Якоба Баха и прочих - вот расскажите.
Всё оказалось намного глубже и сложнее чем можно было подумать.
Восхищалась и задавала вопрос женщина из зала: врач-логопед высшей категории, которая спрашивала, как ей удалось с полной точностью, со всеми симптомами описать немого Якоба. Как удалось так тонко, верно и исчерпывающе передать все грани и модели поведения человека, который на стрессе потерял речь, а затем таким же путем ее обрел.
Короче, я, благодаря вопросам из зала, была задавлена спойлерами))))
В конце встречи я подписала книги для обеих мам и попросила писать ЕЩЁ )
Славная, добрая, хорошая и маленькая Гузель Яхина)