Брейгель

Jan 22, 2019 12:28

В Вене закончилась выставка Брейгеля. Она проходила под девизом «раз в жизни» и, похоже, это правда. Хотя 12 картин местные, Венские, но все остальное великолепие свезли со всего мира и вряд ли в ближайшее время сделают это снова. И, тут без всяких сюрпризов, осталась я от выставки под большим впечатлением. Во-первых, я раньше Брейгеля вживую видела очень мало и не самое интересное, как сейчас понимаю. А во-вторых, когда картин много они производят совершенно другое впечатление: дополняют друг друга, перекликаются.



Опять же без особых сюрпризов больше всего понравились Охотники.



Но еще и остальные Временна года, особенно коровки, возвращающиеся с пастбищ.



Они (картины, не коровы) поразили меня тонкостью настроения. Это какие-то оттенки, нюансы. Никакого тебе снятия с креста или рождения Бога. Просто охотники, просто день перевалил через середину. И как всегда в таких случаях, каждый видит что-то свое. Посмотрела Парфенова, он в 25-ом Парфеноне говорит о «муке пропащего дня». Тоже, конечно, может быть. Но мне привиделось абсолютно противоположное: я вот ни разу не охотник, но когда возвращаешься с лыжный прогулки и короткий зимний день неожиданно и неотвратимо подходит к концу, немного зябко, но впереди теплый дом - мне кажется это оно, то самое настроение. Обещания тепла, заработанное днем на холоде.

И, конечно, впечатляет нарочитое отсутствие лиц. Брейгель как будто все время отворачивается, ускользает.



В пасечниках это особенно очевидно, но даже, например, в танце, где уйма народа, уж казалось бы, фокус должен быть на людях, но нет: кто - спиной повернулся, кто - голову наклонил. Одного какого-то стремного мужичка поймали лицом к зрителю, и он не то чтобы этому рад.



Босхианская часть мне, честно говоря, не особо понравилась. Разве что «Безумная Грета», она же «Сумасшедшая Мэг». В описании почему-то говорилось, что Грета ведет женщин штурмовать ад. Но, честно говоря, не похоже, чтобы она кого-то куда-то вела, да и сама вряд ли понимает куда направляется. Напомнила мне нашу Федору, с ее убежавшей утварью. Безумие как оно есть, а уж что там стало причиной: война или жадность, кажется уже не важно.



P.S. На сайте музея много интересных материалом и, главное, можно порассматривать детали. http://www.insidebruegel.net/#p/v=udroom&lan=en&a=1025
И еще мне понравились лекции Оксаны Санжаровой, и по Брейгелю, и вообще.
https://www.youtube.com/watch?v=zpI8PMouqNI

музей, Брейгель, Вена, дома не сидится

Previous post Next post
Up