Sep 06, 2016 20:21
"Ребёнок для Оли" Натальи Милантьевой - крепко сделанная пьеса с убедительно написанной героиней. Женя, архитектор, работающая на стройке, живет с Олей, неопределившейся по жизни бухгалтером. У них любовь. Оля не может иметь детей, поэтому упрашивает родить Женю. Жене же не близка идея вообще иметь детей. Ей интересны Оля и футбол. Как это обычно бывает, все вокруг (коллеги, родители, заказчики) мечтают выдать обеих женщин замуж и прямым текстом говорят о "тикающих часиках". В итоге, Оля и обстоятельства Женю продавили - она беременна. Оля перестает быть центром жизни Жени, наступает конец отношениям - Оля уходит. Родители помогают Жене. В финале мы узнаем, что она отдала ребенка в интернат ЦСКА.
Пьеса психологическая. Не столько о лесбийской паре, которой тут (в этой стране) выжить трудно, сколько об отношениях и разных характерах. Оля - инфантильный человек, не могущий определить, что, зачем и почему она хочет. Ее границы постоянно плывут, она манипулирует, упрашивает, злится, когда не удается добиться своего, эгоцентрична. Женя - человек определившийся, понимающий, кто она и чем ей этот выбор грозит. Беременность воспринимается ею как недоразумение, сбой, который она допустила, потеряв голову. И после родов она не изменяет своей натуре, тем более что ребенка она хотела родить "для Оли", не для себя.
Несмотря на сложность описанной ситуации, в пьесе нет трагизма, наоборот, много юмора и доброй иронии.
"История от Матвея" Нины Беленицкой - монументальный портрет поколения, нескольких детей, которые после смерти Черненко отправились в школу, а потом переживали события и перевороты в жизни страны в своей школе. На примере этого маленького сообщества зритель заново переживает перестройку, путчи, 90-е... Финальная сцена, конечно, происходит в наши дни. Выросший герой возвращается в свое 1 сентября, ничего не изменилось, дурная бесконечность речевок, построений, поисков шпионов и врагов продолжается. Конечно, это прежде всего пьеса идей, даже скорее - одной идеи, которую можно обозначить как "мы все просрали!" Герой в конце улетает все-таки на НЛО, то есть разрешения конфликта в этой жизни, на этой планете мы не получим. Однако можем вдоволь посмеяться, погрустить и поностальгировать.
Автору я бы предложила в финале оставить все же завучем героиню Аду, учительницу политинформации. Постоянно влюбленная в учителя девочка Таня вряд ли бы могла встать на ее место. Она скорее просто удачно вышла бы замуж. Да и зачем было герою бросаться на учительницу политинформации, чтобы убить ее, прямо на школьной линейке? В этой сцене гротеск зашкаливает, возможно, достаточно было герою осознать, что "все всё просрали" в том числе и потому, что он тоже изменил себе.
Милантьева,
Любимовка,
Беленицкая