Пора писать. Ибо с театральными и около делами в этом году я, надеюсь, завязала.
1. Лауреатом премии "Дебют-2014" номинация "Драматургия" стала Ирина Васьковская с пьесой "Галатея Собакина". Ура Ирине! Пьеса-антиутопия, актуальная, думаю, еще на десяток-другой в нашей стране.
2. Драматург и поэт Владимир Зуев с товарищами запустил онлайн-журнал "
Драматургия". Сделала небольшое
интервью-мастер-класс с Ярославой Пулинович. В следующем номере, надеюсь, будет интервью с Ириной Васьковской.
3. За год я опубликовала всего три статьи в журналах "
Вопросы литературы", "
Октябрь" и "Современная драматургия". Однако скоро выйдет статья в журнале "Театр." - о манифесте "Театра.doc" и его связи с "Догмой" Триера.
4. Из нового опыта. На фестивале "МедиаУдар" помогали с Севой Лисовским придать форму полемике "
Четыре голоса в истории". Участвовали Андрей Платонов, Максим Горький, Мишель Бернштейн и Анатолий Осмоловский (позиции которых озвучивали
Natalia Smolianskaia,
Pavlo Mitenko,
Илья Будрайтскис и
Игорь Чубаров).
Очень краткий конспект события выглядит так:
- Платонов - как истинный пролетарский писатель, воплощал как утопии, так и антиутопии о революции.
- Поздний Горький - это больше о катастрофическом видении мира, чем о двуногих пауках.
- Мишель Бернштейн - о революции в повседневной жизни.
- Осмоловский - о том, как искусство может быть политическим без связи с тоталитарными образованиями.
Придавать дополнительный актуальный смысл цитатам из классиков не понадобилось - они звучали так, будто были написаны для сегодня и о сегодня.
Главный вопрос полемики: насколько мы сами современники этих людей?
Для меня важным было, что это действо все-таки и участники, и зрители называли спектаклем. Хорошо, что такие события театрализуются - это создает необходимое поле для рефлексии, хотя, безусловно, такая форма не позволяет зрителям активно включаться. Зритель тут сидит и работает (при условии, если захочет подключить волю).
5. Из увиденного за год я выберу один спектакль (так проще, чем составлять рейтинг). И это будет... спектакль "
Золушка" Марфы Горвиц по пьесе Жоэля Помра (театр "Практика"). Моя краткая рецензия, почему он лучший, под катом.
Если вкратце обозначить проблемы современного детского театра, то, первая из них - то, что «взрослый театр» воспринимает все детское как второй сорт, и вторая - что это должно быть непременно то, на чем можно сделать кассу. Но, увы, есть еще третья - почему-то когда-то кто-то решил, что ребенка обязательно надо веселить. Вместо того чтобы говорить с ним о жизни, смерти, любви… Драматургия Жоэля Помра призвана разрушать эти стереотипы. Его история «Золушки» начинается с того, что очень юная девушка Зоя не расслышала точно последние слова умирающей матери и воображает, что та попросила не забывать о ней ни на минуту.
Золушку (Надежда Лумпова) мы узнаем сразу, по стоптанным башмакам и насупленному выражению лица. На руке - огромные часы, именно они напоминают очень юной девушке о матери. Однако на этом узнаваемом образе «детский спектакль» кончается. Отец девушки (Александр Усердин) решил снова жениться, на даме, живущей в доме из стекла, построенном архитектором «очень знаменитым», но с «крайне сложной фамилией». Мачеха нетерпеливо кричит на него, объясняя дорогу к дому, ее дочки презрительно обзываются: «Какие тупые!»
Горвиц несколько иначе, чем в пьесе, расставляет акценты. Отец Зои - совсем мягкотелый и безвольный, который на дочку покрикивает так, что зал смеется. А сама Зоя вовсе не смиренно берет на себя всю черную работу по дому. И если сначала она заученно тараторит: «В любом случае я не заслужила слишком красивые вещи. Я думаю, некоторое неудобство пойдет мне на пользу. Это послужит мне уроком», то потом уже специально провоцирует мачеху и ее дочек, постоянно вспоминая свою мать.
Она собирает мертвых птиц (они разбиваются о стеклянную крышу дома), чистит все мусорные ведра и канализацию, ее затягивают в неудобный корсет, постоянно пытаются унизить… Как ни странно, все эти обязанности так или иначе связываются у девушки с воспоминаниями о матери. Однако жестокость в постановке Марфы Горвиц дана в легкой игровой форме, с большим количеством юмора, танцевальными номерами и яркими актерскими работами.
Например, фею играет мужчина, он нагло себя ведет, много курит и прихлебывает крепкий алкоголь из фляжки. А принц (Филипп Гуревич) выглядит вовсе не принцем, а маленьким испуганным мальчиком, только и думающем о том, когда же ему позвонит мама. Особенно Горвиц удается создать ситуации, в которых зрителю приходится испытывать на себе тот самый «смех сквозь невидимые миру слезы». На бал Зоя идет в платье своей покойной матери. Принц на балу неуверенно поет песенку «Папа может папа может всё что угодно/ Только мамой только мамой не может быть». А, познакомившись с Зоей, дарит ей свой кроссовок - как единственное, что может сейчас дать родственной душе.
Режиссеру удалось создать редкий в наших широтах «жанр» - взрослый спектакль для детей. О самом важном.
6. Еще я читаю пьесы для конкурса "
Ремарки" - как ридер. Конкурсный отбор проводится с 1 ноября до 1 января. В марте будут объявлены победители. Присылайте пьесы на адрес: remarka-drama@mail.ru