Итоги 2014

Dec 19, 2014 01:44

Пора писать. Ибо с театральными и около делами в этом году я, надеюсь, завязала.

1. Лауреатом премии "Дебют-2014" номинация "Драматургия" стала Ирина Васьковская с пьесой "Галатея Собакина". Ура Ирине! Пьеса-антиутопия, актуальная, думаю, еще на десяток-другой в нашей стране.

2. Драматург и поэт Владимир Зуев с товарищами запустил онлайн-журнал "Драматургия". Сделала небольшое интервью-мастер-класс с Ярославой Пулинович. В следующем номере, надеюсь, будет интервью с Ириной Васьковской.

3. За год я опубликовала всего три статьи в журналах "Вопросы литературы", "Октябрь" и "Современная драматургия". Однако скоро выйдет статья в журнале "Театр." - о манифесте "Театра.doc" и его связи с "Догмой" Триера.

4. Из нового опыта. На фестивале "МедиаУдар" помогали с Севой Лисовским придать форму полемике "Четыре голоса в истории". Участвовали Андрей Платонов, Максим Горький, Мишель Бернштейн и Анатолий Осмоловский (позиции которых озвучивали Natalia Smolianskaia, Pavlo Mitenko, Илья Будрайтскис и Игорь Чубаров).

Очень краткий конспект события выглядит так:
- Платонов - как истинный пролетарский писатель, воплощал как утопии, так и антиутопии о революции.
- Поздний Горький - это больше о катастрофическом видении мира, чем о двуногих пауках.
- Мишель Бернштейн - о революции в повседневной жизни.
- Осмоловский - о том, как искусство может быть политическим без связи с тоталитарными образованиями.

Придавать дополнительный актуальный смысл цитатам из классиков не понадобилось - они звучали так, будто были написаны для сегодня и о сегодня.

Главный вопрос полемики: насколько мы сами современники этих людей?

Для меня важным было, что это действо все-таки и участники, и зрители называли спектаклем. Хорошо, что такие события театрализуются - это создает необходимое поле для рефлексии, хотя, безусловно, такая форма не позволяет зрителям активно включаться. Зритель тут сидит и работает (при условии, если захочет подключить волю).

5. Из увиденного за год я выберу один спектакль (так проще, чем составлять рейтинг). И это будет... спектакль "Золушка" Марфы Горвиц по пьесе Жоэля Помра (театр "Практика"). Моя краткая рецензия, почему он лучший, под катом.


Если вкратце обозначить проблемы современного детского театра, то, первая из них - то, что «взрослый театр» воспринимает все детское как второй сорт, и вторая - что это должно быть непременно то, на чем можно сделать кассу. Но, увы, есть еще третья - почему-то когда-то кто-то решил, что ребенка обязательно надо веселить. Вместо того чтобы говорить с ним о жизни, смерти, любви… Драматургия Жоэля Помра призвана разрушать эти стереотипы. Его история «Золушки» начинается с того, что очень юная девушка Зоя не расслышала точно последние слова умирающей матери и воображает, что та попросила не забывать о ней ни на минуту.

Золушку (Надежда Лумпова) мы узнаем сразу, по стоптанным башмакам и насупленному выражению лица. На руке - огромные часы, именно они напоминают очень юной девушке о матери. Однако на этом узнаваемом образе «детский спектакль» кончается.  Отец девушки (Александр Усердин) решил снова жениться, на даме, живущей в доме из стекла, построенном архитектором «очень знаменитым», но с «крайне сложной фамилией». Мачеха нетерпеливо кричит на него, объясняя дорогу к дому, ее дочки презрительно обзываются: «Какие тупые!»

Горвиц несколько иначе, чем в пьесе, расставляет акценты. Отец Зои - совсем мягкотелый и безвольный, который на дочку покрикивает так, что зал смеется. А сама Зоя вовсе не смиренно берет на себя всю черную работу по дому. И если сначала она заученно тараторит: «В любом случае я не заслужила слишком красивые вещи. Я думаю, некоторое неудобство пойдет мне на пользу. Это послужит мне уроком», то потом уже специально провоцирует мачеху и ее дочек, постоянно вспоминая свою мать.

Она собирает мертвых птиц (они разбиваются о стеклянную крышу дома), чистит все мусорные ведра и канализацию, ее затягивают в неудобный корсет, постоянно пытаются унизить… Как ни странно, все эти обязанности так или иначе связываются у девушки с воспоминаниями о матери. Однако жестокость в постановке Марфы Горвиц дана в легкой игровой форме, с большим количеством юмора, танцевальными номерами и яркими актерскими работами.

Например, фею играет мужчина, он нагло себя ведет, много курит и прихлебывает крепкий алкоголь из фляжки. А принц (Филипп Гуревич) выглядит вовсе не принцем, а маленьким испуганным мальчиком, только и думающем о том, когда же ему позвонит мама. Особенно Горвиц удается создать ситуации, в которых зрителю приходится испытывать на себе тот самый «смех сквозь невидимые миру слезы». На бал Зоя идет в платье своей покойной матери. Принц на балу неуверенно поет песенку «Папа может папа может всё что угодно/ Только мамой только мамой не может быть». А, познакомившись с Зоей, дарит ей свой кроссовок - как единственное, что может сейчас дать родственной душе.

Режиссеру удалось создать редкий в наших широтах «жанр» - взрослый спектакль для детей.  О самом важном.

6. Еще я читаю пьесы для конкурса "Ремарки" - как ридер. Конкурсный отбор проводится с 1 ноября до 1 января. В марте будут объявлены победители. Присылайте пьесы на адрес: remarka-drama@mail.ru

конкурсы и фестивали, проверено на себе, музычно-драматично, новая драма, Пулинович Ярослава, премьеры, публикации, news, интервью, рабочее

Previous post Next post
Up