«Однополчанам», «Моим родителям», «Максу, Клэр и Джун» привычные книжные посвящения. Многие художественные произведения создаются в честь или в память о ком-то.
Я недавно понял, что эти никому неизвестные кроме творца «Клэр и Джун» не только «мои дорогие…», а ещё и метод используемый в творчестве. Тот камертон, по которому автор, на всём протяжении работы, выверяет внятность своих мыслей. Инструмент, гарантирующий общую связность на сколь угодно значительном объёме написанного текста. Скрепляющий композицию произведения.
Автор хочет знать: «Верно ли меня понял читатель? Что он заметил? Что упустил? Где споткнулся, где заскучал?» Спрогнозировать эффект «от», без определения самого основного: «А кто он вообще-то такой? Каков он, читатель текста?» не получится.
Образ читателя анонимного, «человека в среднем» настолько несфокусирован, что может меняться с каждым часом работы. Если же речь идёт, не о часах, а о затрачиваемой на написание весомой части жизни… В результате, текст который писался без образа ожидаемо безобразен.
Другое дело та «Клэр», официантка из кафе. Доступное, даже не драматургу и психологу, обычному человеку: мысленное обращение, предсказание реакций: «Я ей… а она скажет…», знание ограничений и преимуществ реально существующего человека заведомо точно подстраивает изложение. Гармонично выросший стиль письма, наличие у читателя: памяти, чувств удовлетворения, усталости даёт произведению связность, ритм. Конфликт непонимания, автора и читателя естественно порождает напряжённость, которая, возможно, разрешается. Ну и так далее. Живые люди.
Мёртвая «Джун» читатель ещё лучший. Люди редко пересматривают своё отношение к дорогим им мёртвым. А вот «Клэр», она ещё может стать доселе не понятой ветреной нимфой. Казалось бы! И вдруг! Исказить, изуродовать, запутать и перевернуть свой, бесценный для писателя, образ. Дорогой настолько, что сочинители, играя в Вильгельма Телля, никогда не промахиваются.
Если попробовать поразмышлять о создании текста художественного (до этого момента рассматривались любые требующие записи сочинения), как я предполагаю, возможна не только эксплуатация образов «Макса, Клэр и Джун» ради улучшения языка, а ещё и сознательное много-проходовое переписывание однажды записанной фабулы, служащее усилению драматизма повествования.
Примитивно: о «счастливых вместе» при записи «рассказывается» влюблённым Максу и Джун, написанное сверяется по ним. О терзаниях оказавшейся лишней рассказывается для Клэр. Или всё ровно наоборот. То есть, до переписи автору требуется изучить фабулу по-крупному «с высоты», понять её эмоциональное устройство на разных отрезках и согласно своему замыслу переработав акцентировать.
Справочник, учебник, документ значительного объёма написанный «Максу», технический текст, очевидно, получится однородным, емким и деловым.
Технический текст, написанный сразу нескольким живым, разным, но реально существующим людям (ограниченному числу) тоже возможен. Трудно спрогнозировать отдачу (она может быть вполне выражаема в рублях), но очевидный жанр, в котором польза будет больше нуля это, например, книги типа «Занимательное фрезеровочно-заточное производство», то есть содержащие несколько слоёв знаний разного «веса» и ценности. Каждый слой может быть выверен по подходящему человеку.
P. S. Хотел записать вышеизложенное ещё вчера
чорта с два! Так что, ожидаемо: «Чубайсу».
Дополнительно: созвучная запись
ivanov_petrov:
«Познавательные модели = мировоззрения».