Священный Синод Болгарского патриархата на своём заседании 20 января постановил: "По случаю 150-летия издания султанского фирмана об учреждения Болгарского экзархата 28 февраля текущего года (пятница) совершить в диоцезе БПЦ-БП торжественный благодарственный молебен, сопровождаемый праздничным колокольным звоном, а по окончании молебна зачитать Патриаршее и Синодальное послание по поводу важной годовщины".
Спустя три недели протокол был опубликован на официальном сайте патриархии, сообщает корреспондент Портала «Credo.Press».
25 февраля 1870 года (8 зилхидже 1286 г.) султанское правительство Абдула Азиса издало фирман (αὐτοκρατικὸν φιρμάνιον), которым Церкви на болгарских землях была предоставлена ограниченная автокефалия. Под этим термином понимается следующее: "ἡ δὲ διοίκησις τῶν θρησκεθτικῶν καὶπνεθματικῶν ὑποθέσεων τοῦ τμήματος ἀνατῖθεται ἐξ ὁλοκλήρου είς τὴν Ἐξαρχιαν" («управление церковно-духовными делами этой области возлагается на экзархию»). Тем самым было узаконено обособление болгарской церковной иерархии от Вселенского патриархата. На основании султанского фирмана и устава Экзархии, разработанного церковно-народным собором, проходившем в Константинополе в 1871 г., Болгарский экзархат признан официальным представителем болгарской нации в Османской империи. Также фирманом была учреждена должность болгарского церковного представителя при Вселенском патриархате - метоха, - подчиняющегося болгарскому экзарху.
Помимо епархий, и поныне входящих в состав БПЦ, к юрисдикции экзархии были отнесены Нишская и Самоковская епархии, в разное время входившие в состав Печского (Сербского) патриархата, а также Велешская (ныне Повардарская) епархия - ныне находящаяся в составе Македонской Православной Церкви.
Уставом экзархии утверждены два принципа: соборность (участие духовенства и прихожан в церковном управлении) и избираемость, которыми Болгарская Церковь руководствуется по сей день.
Созванный 12 февраля 1872 г. Временный совет Экзархии избрал первым болгарским экзархом Ловчанского митрополита Илариона. Однако эта кандидатура не была одобрена Высокой Портой, и четырьмя днями позже на его место был избран новый экзарх, митрополит Видинский Анфим I.
Вселенский патриархат выступил против учреждения Болгарской экзархии и 16 сентября 1872 г. объявил ее раскольнической, поскольку та не признавала верховенство Патриарха, прописанное в фирмане. Так, Патриарх Константинопольский утверждает избрание экзарха (ст. 3), экзарх обязан "поминать, по церковным правилам, имя Вселенского Патриарха" на богослужениях (ст. 4), Синод экзархии обращается к Патриарху "по вопросам православной веры" (ст. 6), а также получает от Вселенского патриархата св. миро (ст. 7). Причиной же раскола было прочтение экзархом Анфимом акта о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной 11 мая 1872 г. на богослужении в болгарском храме Константинополя. Раскол был преодолен только в феврале 1945 г., когда Вселенский Патриарх издал Томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской Церквами после покаянного обращения последней. Впрочем, вскоре, после провозглашения Болгарского патриархата, последовал новый раскол (1953-1961).
После объявления Русско-турецкой войны 1877-1878 г. экзарх Анфим был низложен и заточен в Малой Азии по обвинению в болгарском национализме. На его место был избран Ловчанский митрополит Иосиф I.
В ряде работ болгарских историков (
http://journals.uni-vt.bg/getarticle.aspx?aid=2107&type=.pdf) экзархия рассматривается как болгарское протогосударство современного типа.
Источник