Осенью прошлого года (11 октября) Вселенский патриархат отменил решение о временной передаче Москве права рукополагать всенародно избранного Киевского митрополита в связи с несоблюдением условий передачи со стороны Москвы, а также изменением в мировой общественно-политической ситуации, и восстановил Киевскую митрополию под собственным омофором. Хотя за истекшие триста лет Москва изрядно успела привыкнуть управлять Киевской митрополией, искореняя при этом любые отличия киевской традиции от московской, постепенно сужая права митрополии в случае ослабевания Киева или восстанавливая их в случае усиления. Своим решением Вселенский престол де факто объявил недействительной анафему митрополиту Филарету (УПЦ КП), провозглашенную Москвой, и, соответственно, признал каноничность совершенных им хиротоний, а также признал каноничность хиротоний УАПЦ. При этом предстоятелю УПЦ (МП) Онуфрию было предложено войти в состав возобновленной Киевской митрополии и выдвинуть свою кандидатуру на пост ее предстоятеля.
15 декабря в Киеве в соборе Святой Софии прошел Объединительный собор, на котором - после рассылки персональных приглашений каждому украинскому епископу - было принято решение о слиянии всех трех православных юрисдикций Украины. Председательствовал на нем специально назначенный экзарх Вселенского престола - митрополит Галльский Эммануил (Адамакис). Таким образом, в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата вошли в полном составе Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь (обе ветви накануне Собора приняли решение о самороспуске). При этом третья ветвь - Украинская Православная Церковь (Московский патриархат) - была представлена всего двумя епископами, которые не представляли большинства. На этом Соборе также был принят Устав, предложенный константинопольскими канонистами, и избран предстоятель новой митрополии - митрополит Киевский Епифаний (Думенко), считавшийся протеже патриарха УПЦ КП Филарета. Последнему на Соборе был присвоен титул «почетный патриарх».
5 января 2019 г. Константинопольский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии Киевской митрополии, а на следующий день передал Томос предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию. С этого момента ПЦУ была включена в Диптих (список признанных Церквей) Константинополя.
Восстанавливая Киевскую митрополию и наделяя ее автокефалией, Константинополь руководствовался как единодушным желанием украинского епископата (выраженном в 1991 и 1992 гг.), а также обращением государственных структур - Президента и Парламента (2018 г.), а также территориальным принципом: самостоятельное государство - автокефальная церковь.
Хотя решение Вселенского патриархата как Церкви-Матери для Киевской митрополии является окончательным и не требующим какого-то дополнительного одобрения или утверждения прочими Православными Церквами, Московский патриархат категорически выступает против действий Вселенского патриархата, называя их посягательствами на свою «каноническую территорию».
Следует отметить, что Москва всегда бесцеремонно относилась к чужим каноническим территориям, поглотив, например, Грузинский патриархат (1810), ряд митрополий Константинопольского патриархата (например, Готскую (1786), Бессарабскую (1813), Эстонскую (1940)), Буковинскую митрополию Румынской Православной Церкви (1944), восточные епархии Польской автокефальной Православной Церкви (1939), а также Церковь Чешских земель и Словакии (1948) просто по территориальному принципу - раз эти епархии находятся в составе государства со столицей в Москве, то и подчиняться они должны московскому церковному престолу. Теперь же этот принцип был обращен против нее.
Читать дальше