В своём документе 2016 года Константинополь объясняет свои права на всю вселенскую диаспору ссылкой на 28 правило Халкидона и его понимание Аристином:
"The adjective "barbarian" defines the noun "nations", which is omitted from the text of the canon, but which is to be inferred, as Zonaras interprets it[9]. Barbarian nations or countries are, as has been said, those provinces which lay beyond the Roman Empire at the time of the 4th Ecumenical Synod: "While it called bishoprics of the barbarians those of Alania, Russia and others"[10]. The other barbarian lands, apart from Alania and Russia, are, in general, "the Barbarians", according to the interpretation of Aristenos of Canon 28: "... the (bishops ) of Pontus and Thrace and Asia, as well as the Barbarians, are consecrated by the Patriarch of Constantinople..."."
https://www.patriarchate.org/-/territorial-jurisdiction-according-to-orthodox-canon-law-the-phenomenon-of-ethnophyletism-in-recent-yea-1# Якобы Аристин полагал, что все епископы варваров - т.е., всех не-греков, должны подчиняться Константинополю.
Т.е., вот эту фразу:
По сему епископы Понта, Фракии и Асии, и иноплеменные принимают рукоположение от епископа константинопольского.
процитировали, а вот эту - почему-то забыли:
Ему должны быть подчинены и от него должны принимать рукоположение одни митрополиты Понта, Асии и Фракии, а также и епископы иноплеменных народов, какие находятся в этих округах. Ибо округ Македонии, Иллирии, Фессалии, Аттики, Пелопоннеса, всего Эпира и иноплеменных народов, живших в нем, в то время был под властию римского епископа.
И совершенно упустили из виду толкование Зонары, где говорится о том, что правило ещё специально составлено так, чтобы епископы не все поставлялись из КПля, а избирались. Жаль, жаль...
А вообще там ещё полно такого. Например, причиной отделения Москвы от КПля в середине XV века была не уния, а "потеря коммуникации", и якобы тогда же она была разделена на две (хотя на деле это униатские патриархи, кажется, поделили ее):
In the year 1459, because of the difficultieş in communication between Moscow and Constantinople following the capture of the latter by the Ottomans (1453), the Metropolitan of Russia was made independent of the Ecumenical Patriarch as regards his election, while the see was divided into two: the Metropolis of Moscow and that of Kiev.
А, да, и миссионерство за пределами географических границ церкви незаконно:
Missionary work conducted outside the geographical boundaries of the canonical jurisdiction of local Churches by their members or in their name is uncanonical and ecclesiologically unacceptable.
Оно законно только по приглашению местного епископа. Если епископа нет вообще, то, видимо, и миссии не надо. Прекрасно что-то до крайности.