Apr 09, 2020 03:00
Друзья!
Поскольку наши власти все никак не могут угомониться с мерами по борьбе с новоявленным вирусом, я решил исследовать данный вопрос, чтобы выяснить, каково законодательное обеспечение в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций в нашей стране, борьбы с ними, и устранении их последствий.
Чрезвычайные ситуации могут быть разные: техногенные аварии, природные катаклизмы, эпидемии. Сейчас, несмотря на то, что в мире в целом - объявлена пандемия коронавируса - в нашей стране эпидемии коронавируса пока не случилось - объявлена лишь ее угроза. Тут, кстати, надо поставить первую точку над "i" - в чьей компетенции констатировать степень эпидемической угрозы? Разумеется, эта сфера - под контролем медицинских властей. Главные санитарные врачи городов, регионов, областей, республик - получают информацию об очагах инфекции, количестве заболевших, скорости распространения инфекции, другую информацию. После - медицинские власти принимают решение о том, насколько опасной является ситуация. Данное решение доводится до местной администрации, которая, в рамках своих полномочий, принимает меры, обеспечивающие реализацию требований медиков. В отсутствие эпидемии, но при угрозе ее возникновения - эти меры носят преимущественно профилактически-агитационный, разъяснительный характер, и лишь в малой степени могут иметь ограничения. В случае констатации эпидемии (речь идет об опасных заболеваниях) - медицинские власти объявляют карантин в районах, где находятся очаги инфекции, и/или обсервацию (наблюдение) - в соседних районах.
Итак, режим карантина - вводится распоряжением медицинских властей.
Для его обеспечения местная администрация, как правило, должна прибегнуть к введению режима чрезвычайной ситуации - поскольку для обеспечения режима карантина необходимы меры, в значительной степени изменяющие повседневные действия граждан, ограничивающие их права.
То есть, разделяем: карантин - это комплекс медико-санитарных мер; ЧС - это административно вводимое положение для обеспечения этих мер.
В законодательстве Российской Федерации основным документом (после Конституции, разумеется), регламентирующим различные аспекты жизнедеятельности граждан в условиях, связанных с чрезвычайными ситуациями, является Федеральный Закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Кроме того, 31 марта 2020 года Государственной Думой во всех чтениях принят, в этот же день Советом Федераций одобрен, и уже 1 апреля за подписью Президента опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Я не буду сейчас разбирать все те революционные изменения, которые столь скоро были на общегосударственном уровне введены этим ФЗ - но, поверьте, с мотивировкой предотвращения чрезвычайных ситуаций (не только борьбой/устранением последствий, а и предотвращения!) - в нем введены поправки, затрагивающие очень многие сферы жизни общества - начиная от возможности отмены выставок-концертов и изменений в избирательное законодательство, и до изменений порядка банкротства, прохождения техосмотра и проведения закупок.
Тем не менее, базовым - остается закон 68-ФЗ 1994 года.
Понятие "режим повышенной готовности к возникновению чрезвычайной ситуации" в этом законе есть. Лично у меня, по ходу чтения закона, возникло впечатление, что изначально - этот режим рассматривался создателями закона как технический, вспомогательный, относящийся скорее к соответствующим службам, нежели ко всему населению. Да это и логично. Основные обязанности и требования в рамках этого режима - появляются у местных администраций, медиков, МЧС, других государственных органов - это, опять же, подготовка, профилактика, организация, информирование. Население же, в основном, должно лишь не сопротивляться профилактике и информированию, ну и проявлять готовность на случай развития ситуации в чрезвычайную.
То есть, четкого разграничения на режим готовности к ЧС и режим ЧС - в статьях данного закона я не обнаружил, за исключением того, что сам по себе режим готовности к ЧС - упомянут не во всех его статьях.
Но меня конкретно интересуют полномочия, которыми наделяются органы власти этим ФЗ.
Итак, Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .
Пункт 10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации ... Правительство Российской Федерации ... может ... принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
...
...
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
(я убрал из прямой цитаты пункты, не имеющие отношения к рассматриваемому мной вопросу, так, чтобы купюры не искажали смысл Закона)
Вот этим перечнем определяются полномочия Правительства в рамках действия режима повышенной готовности. Самые существенные из них - право ограничивать доступ людей и транспорта на территорию; право приостанавливать деятельность организаций на территории; осуществлять (другие) меры,
о б у с л о в л е н н ы е р а з в и т и е м ч р е з в ы ч а й н о й с и т у а ц и и (то есть, для возможности использования мер, ситуация должна деградировать (или развиться, по терминологии законодателей) до чрезвычайной), и н е о г р а н и ч и в а ю щ и е п р а в и с в о б о д ч е л о в е к а и г р а ж д а н и н а, ...
Можно: запретить работать фирмам и организациям, ограничить доступ людей и транспорта на территорию. Ограничение, юридически, не равноценно запрету, хотя имеет тоже запретительный характер. Ограничение означает, что субъект в своих действиях обусловлен, ограничением, и, выполняя условие - не подвергается возможным санкциям. Например, требование при выходе на улицу иметь при себе паспорт - это ограничение. Требование не выходить на улицу - это запрет (нет отменяющего условия). Как надо понимать слова "ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации"? Очевидно, что эта фраза адресована в отношении людей и з в н е, имеющих намерение попасть на территорию, где существует угроза ЧС. То есть, если режим готовности вводится в городе - то органы власти данного города - имеют право ограничить (! не запретить) доступ и з в н е города - с прилегающих территорий, из других городов - на территорию города. Людям, уже находящимся на территории города (его жителям) - ограничить доступ на территорию города нельзя, так как они уже находятся на его территории. Более того, если это - место их постоянного проживания, то любые ограничения их перемещений по городу являются явным ущемлением их базовых человеческих и гражданских прав, недопустимость чего прямо указана в строке "меры..., не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина".
Надо сказать, что в поправках к ФЗ № 68, которые экстренно были приняты и введены 1 апреля 2020 года Федеральным Законом №98, в изрядном количестве были понакиданы вставки вида:
"статью 10 дополнить подпунктами... "а.2" следующего содержания:
а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;"
У меня, как у человека, сознающего свои права, и права и полномочия законодателей, авральное и безальтернативное принятие на федеральном уровне поправок, вводящих понятие некоего режима повышенной готовности, да еще устанавливающего обязательность исполнения его правил гражданами - вызывает вопрос: а что если Правительство в своих правилах - захочет ограничить полагающийся мне от рождения и от гражданства объем человеческих и гражданских прав? Подобное существенное изменение объема прав всех граждан страны - ведь должно иметь всесторонее обсуждение, получить должную оценку со стороны общественности - как же можно было его узаконивать без этого?!
...Да, что поделаешь, такова ситуация, сложная обстановка... Но увы, Закон уже принят, теперь его только - исполнять.. - скажут участники процедуры его поспешного принятия... И я с радостью соглашусь с ними! Ибо статья 4.1, пункты 10 (г) и (д) - не претерпели изменений, и, следовательно, эти самые Правила, которые нас теперь обязали исполнять - по-прежнему ограничены рамками статьи 4.1.
Ведь положения данного Федерального Закона - это законодательный базис, основа. По отношению к нему - подзаконными актами являются распоряжения Правительства, указы Президента (прошу прощения, Владимир Владимирович, я тут не причем, это все Конституция), распоряжения органов власти субъектов Федерации.
Если подзаконный акт, изданный органом власти, нарушает положение федерального законодательства - то он не имеет юридической силы. Что в полной мере относится к положениям Правил, утвержденных Правительством РФ распоряжением №417 от 2 апреля 2020 года. А Правительство в этих правилах разошлось не на шутку! Заглянем, что там оно успело назапрещать?
" При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;
б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;
в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;
д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации."
Нормально, да? Имея право лишь на введение ограничений доступа граждан и транспорта на территорию, и на меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации (которая вообще не объявлена, не то чтобы еще и дальше развиваться)!
Возможно, кто-то из числа граждан, причастных к поддержанию законности на территории нашей страны, попробует не заметить того, что распоряжение Правительства НЕМНОЖКО не соответствует нормам Федерального Закона. И попробует даже применять меры административного воздействия к гражданам, за якобы нарушения ими Правил.., утвержденных Правительством, заявляя, что, пока Конституционный Суд не рассмотрит данный вопрос - штраф налагается законно, за нарушения Правил, а правила - правильные!
В такой ситуации правильным будет ознакомить сотрудников органов охраны порядка с данной статьей, в конце которой я хотел бы уведомить их об ответственности за статью 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая гласит следующее:
"Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства."
Уважаемые полицейские и росгвардейцы! Если вы, во исполнение принятых Правительством Правил, подвергнете граждан задержанию, административному аресту, штрафу - то, согласно части 2 той же статьи 286 УК РФ,
"То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, "
Вы подставите наше родное Правительство под действие данной статьи! Не совершайте этой ошибки! Ведь у нас действительно критическая ситуация, и нам нужно всем вместе, соблюдая законы нашей страны, уважая друг друга, приложить, СОВМЕСТНО, все усилия - для избежания режима чрезвычайной ситуации, и для скорейшего выхода и из этого неприятного во всех отношениях режима повышенной готовности.
Дисклеймер: я, как автор, ответственно заявляю, что материалы данной статьи - мной лично воспринимаются как достоверные, правдивые; намерений каким-либо образом обмануть читателей я при ее написании не имел, однако допускаю возможность каких-либо ненамеренных ошибок, возникших по причине отсутствия у меня специального юридического образования, в случае обнаружения которых прошу уведомить меня, для их фиксации.
Данный пост является кросс-постом заметки в Яндекс-дзен.
законодательство,
Режим самоизоляции