Как любят зрителей вводить в фильм голливудские режиссеры, так и Гёте вводит читателя в рассказ: «ничто не предвещало беды в тот солнечный день, как вдруг…»
Тихую, беззаботную даже счастливую жизнь героев меняет приезд друга. И здесь, собственно, в скором времени устами этих троих писатель знакомит нас с понятием «Избирательное сродство», которое, как нетрудно догадаться, выявляет и проявляет себя дальнейшим развитием событий. «…это сродство, это расхождение и соединение как бы крест-накрест, когда четыре вещества, доселе соединенные попарно, будучи приведены в соприкосновение, расторгают свою первоначальную связь и сочетаются по-новому. В этом разделении и соединении, в этом бегстве и в этих поисках друг друга как будто вправду видишь предопределение свыше; таким веществам приписываешь своего рода волю, способность выбора, и тогда термин "избирательное сродство" кажется вполне уместным.». Следуя избитому клише, это понятие, примененное в жизни, резко меняет историю всех ее участников.
Пожалуй, важнейшую роль в повествовании играет Шарлотта - женщина мудрая, стойкая, рассудительная и самоотверженная, на долю которой выпадает принятие решений и несение ответственности за всех остальных, по-моему мнению, слабых и безвольных существ в лице ее мужа Эдуарда, капитана и племянницы Оттилии. Только она действительно не изменяет своим принципам и осознанно старается принимать все свои решения. Это она сотни раз подумает, усмирив свои чувства, прежде, чем действовать, в то время как остальные лишь мечутся в клетке эмоций и фантазий, думая, что рассуждают….
А-ха-ха. Вот что значит, писать рецензию сразу же после прочтения книги: начинаешь невольно перенимать стиль письма автора..
Да что писать, лучше почитать. Посему привожу ниже несколько философских мыслей, выраженных в диалогах и письмах героев.
«Мы потому так любим заглядывать в будущее, что надеемся нашими тайными желаниями обратить в свою пользу ту случайность, которая в нем заключена.»
«Всякое зло хотят пресечь в том самом месте, где оно себя обнаружило, и не думают о том, откуда оно, собственно, взялось, откуда распространяется.»
«Любовь признает только свои права, все прочие перед нею исчезают.»
«. Когда подумаешь, сколько людей мы перевидали па своем веку, и признаешься себе, как мало мы значили для них, а они - для нас, каково тогда становится на душе! Мы встречаемся с человеком остроумным - и не беседуем с ним, с ученым - и ничему не научаемся от него, с путешественником - и ничего от него не узнаем, с человеком любвеобильным - и не делаем для него ничего приятного.
И ведь это не только при мимолетных встречах. Семьи и целые общества ведут себя так с самыми дорогими своими сочленами, города - с достойнейшими своими жителями, народы - с лучшими своими монархами, нации - с замечательнейшими личностями.»
«, и всем казалось, будто их отлично обслуживают, так как никому не возбранялось самому себя обслуживать.»
«Ни в чем так ясно не обнаруживается характер человека, как в том, что он находит смешным.»
«Нет ни одного внешнего знака учтивости, который не имел бы глубокого нравственного основания. Правильным воспитанием следовало бы признать то, которое учит этим знакам и вместе с тем объясняет их.»
«Глупцы и люди умные равно безвредны. Всего опаснее-полуглупцы и полумудрецы.»
«Мы льстим себе, вступая в жизнь, но жизнь не льстит нам.»