К истории Ренессанса

Mar 22, 2012 16:11


По поводу поста «Модерн как забвение» http://schwalbeman.livejournal.com/119082.html

Хочу подчеркнуть, что высказанные ниже утверждения являются лишь предварительными и могут дополняться, или редактироваться в ходе обсуждения и дальнейшего осмысления. Прежде всего сформулирую то главное, что составляет содержание поста «Модерн как забвение» (как я ( Read more... )

Ренессанс, Христианство

Leave a comment

ninaofterdingen March 22 2012, 22:31:52 UTC
Чтобы ответить на вопрос, является ли Ренессанс развитием Средневековья или его отрицанием, нужно рассмотреть, какие именно перемены в мировоззрении произошли в Длинном Шестнадцатом веке (ваш пункт 1). Вообще-то если вы пишете, что ВР это развитие идеалов Средневековья, за вами доказательства. Я со своей стороны хочу напомнить, что сами деятели ВР рассматривали своё время как преодоление Средневековья, как возвращение к античности, как уничтожение Тёмных веков, которые заслонили от них прекрасных древних. Это вроде бы общее место и тогдашней идеологии и современного восприятия ВР ( ... )

Reply

illiquidum March 23 2012, 05:26:32 UTC
Ренессанс является одновременно и развитием Средневековья и его отрицанием. Как же это Вы своего любимого Гегеля забываете ( ... )

Reply

ninaofterdingen March 23 2012, 07:42:54 UTC
Не всякое отрицание есть развитие, даже Гегель об этом пишет.

Если ВР не отрицал христианской морали и не развивал её, то он был вне этой морали? Тоже хорошего мало, но и это не так. Я всё-таки Френсис Йейтс настойчиво рекомендую. О Джордано Бруно можно судить даже по моему короткому посту, на который я ссылалась. Бруно вводил новую религию, поклонение солнцу, он пропагандировал языческую магию. Можно относиться к этому феншую положительно, но нельзя же не признать, что это не христианство и не развитие идеалов Средневековья. А Йейтс показывает, что Бруно в этом отношении не был маргиналом, таков был дух времени.

Это значит то, что написано. Мне интересна логика идеи, об этом я и говорю. Я не гуманистка и не сатанистка если что.

Reply

illiquidum March 23 2012, 10:23:44 UTC
Нина, я устал говорить, что Ренессанс - явление сложное, что в нём существуют различные линии. Вы всё толкуете о Джордано Бруно, как-будто он один может символизировать собой весь Ренессанс. Это слишком просто. Вы хотите сказать, что в эпоху Средневековья не занимались алхимией, астрологией и магией? Что же, история сохранила нам имена великих людей, которые всем этим занимались и весьма серьёзно. Роджер Бэкон, например, занимался астрологией и алхимией. А насчёт Солнца, так это, как известно, один из символов Христа. Вы, знаете, дорогие мои друзья, левые православные государственники, что мне хочется сказать? Что Новое время, Ренессанс и эпоха Просвещения сидят у вас не только в голове, но в печёнках. Потому что вы судите о средневековом христианстве, насквозь пронизанном древней магией и языческими суевериями, с позиций рациональной философии. Вы берёте современные христианские представления и приписываете их средневековым людям, после чего Джордано Бруно предстаёт таким злостным и тёмным язычником... Ну что тут скажешьььь...

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 05:00:25 UTC
=Вы хотите сказать, что в эпоху Средневековья не занимались алхимией, астрологией и магией? = - Нет, я хочу сказать не это. Я хочу сказать, что в Средние века эти занятия осуждались и государством и господствующей моралью. А со времен Ренессанса уже не осуждались.

Простите, но осуждение католической церкви за языческие обряды, которые она допускает - это общее место протестантской и просвещенческой критики Средневековья, так что если кто тут воспроизводит возрожденческие штампы, то это не мы.

Reply

illiquidum March 24 2012, 11:43:12 UTC
Вы глубоко ошибаетесь. Во-первых, в Средние века алхимией и астрологией занимались вполне официально. Достаточно назвать доминиканцев Альберта Великого, его ученика Фому Аквинского, а также францисканца Роджера Бэкона. А вот в эпоху Ренессанса, наоборот, последовали репрессии со стороны церкви. В первой половине XIV века папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков. Заодно репрессиям подверглись гуманисты и некоторые учёные. Во времена Ренессанса были осуждены Джордано Бруно, Галилео Галилей и многие другие. Вот и вопрос к Вам, почему это произошло? У Н.Ласточкина есть интерпретация этого явления. Это бы надо обсудить ( ... )

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:02:24 UTC
"...Альберт, немец, по праву прозванный Великим, был основателем современной науки. Он сделал больше всех, чтобы подготовить процесс, превративший алхимика в химика и астролога в астронома. Он был одним из первых астрономов, но остался в предании одним из последних астрологов. Серьезные историки уже не придерживаются нелепого мнения, что средневековая церковь преследовала всех ученых и считала их колдунами. На самом деле было как раз наоборот - миряне считали их колдунами, за что нередко преследовали, а чаще почитали. Только Церковь видела в них именно ученых. Грубые, невежественные соседи винили в колдовстве любознательных клириков, возившихся с зеркалами и линзами, и ничего бы не изменилось, если бы эти соседи были язычниками, пуританами или адвентистами седьмого дня. Даже когда духовенство осуждало ученого за колдовство, это было лучше, чем самосуд. Папа не обвинял в колдовстве Альберта Великого. Это полуязыческие северные племена поклонялись ему как магу. Это полуязычники современных городов, читатели дешевых брошюр, шарлатанских ( ... )

Reply

illiquidum March 24 2012, 16:34:10 UTC
Если Вы, Нина, приводите цитату, я прошу указывать источник.

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:43:40 UTC
Не стала загромождать, нагугливается легко. Но раз надо, извольте
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/63778/4/Chesterton_-_Svyatoii_Foma_Akvinskiii.html

Reply

illiquidum March 24 2012, 17:01:52 UTC
Опять Честертон?! То-то Вы постеснялись со ссылкой...)))

Reply

ninaofterdingen March 25 2012, 06:42:32 UTC
Я не стеснялась, В Интернете найти автора дело двух секунд. Для меня разделять идеи Честертона это честь, а не повод для стеснения.

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:05:24 UTC
14 век в Италии это уже начало порчи, подготовка Ренессанса, Петрарка вводит понятие "Темные века" и появляются первые гуманисты. Защищать это время я не собираюсь, но и предъявлять его как образцовое Средневековье тоже не позволю.

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:11:00 UTC
Вы утверждаете, что Джордано Бруно был осужден как ученый? Это неправда, он далеко не Декарт, не Виетт и даже не Кеплер, его работы никак не использованы в Новое время учёными, это было невозможно.

Или вы утверждаете, что он не отступал от догматов церкви? Что поклонение солнцу и египетская магия составляли в то время суть католичества? Что бы вы ни думали о языческих элементах в западной церкви, я надеюсь, вы не станете защищать это мнение всерьёз. Или станете?

Reply

illiquidum March 24 2012, 16:26:46 UTC
Нет. Галилей был осуждён как учёный. Читайте внимательнее, Нина, я ведь недаром правлю свои комментарии.

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:32:49 UTC
А Бруно как гуманист? Тогда прошу прощения, первый вопрос отпадает.

Reply

ninaofterdingen March 24 2012, 16:15:47 UTC
Вообще, это очень интересная подмена, ее постоянно делают. Берут ужасы и идейные перехлёсты Ренессанса и выдают их за ужасы и идейные перехлёсты Средневековья. До смешного доходит.
В 15, а тем более в 16 веке порча уже коснулась всех, и католиков тоже. Но предъявлять это время как образцовое Средневековье... Ах да, это я уже писала.

Reply


Leave a comment

Up