К истории европейского атеизма

Nov 17, 2015 12:45



В этом небольшом эссе, вопреки его названию, речь пойдёт о европейском вольномыслии. Несмотря на все мои старания, я не нашёл вплоть до XVIII века в истории европейской мысли ничего, что могло быть названо атеизмом в собственном смысле этого слова. Не нашёл ничего, кроме того, что ему предшествовало...


В V-м в. до н.э. в Древней Греции в употребление входит слово ἀθεός (отрицающий богов). Будучи прилагательным, характеризующим отдельного человека, оно указывает на разрозненное, или, как любят выражаться сами материалисты, стихийное явление невнятного содержания. Нет никаких оснований говорить об атеизме древних греков как о целостной социально значимой системе взглядов. Речь может идти лишь о некотором первичном явлении, к которому восходит современный атеизм. В таком зачаточном виде атеистические взгляды существуют, по-видимому, довольно длительное время. Но в IX веке в арабском халифате Аббасидов происходит новый качественный сдвиг: на основе античной философии и философии неоплатоников возникает философский рационализм. В X веке завершается изгнание арабов из Средней Азии и Ирана. Набирают силу гуманистические и демократические идеи. По совокупности признаков можно говорить о восточном Возрождении. Философские школы Багдада породили целую плеяду вольнодумцев, пришедших через рационализм к критике отдельных положений ислама. Естественно, что подобные тенденции не могли остаться без внимания со стороны правителей и улемов . Реакция последовала в форме суфизма - исламского религиозного мистицизма, восходящего в своих основах к древним экстатическим религиям и модернизированного в X в. идеями неоплатонизма. Под знаком суфизма произошло объединение всех традиционных сил ислама против еретиков. Репрессии распространились и на умеренных в своих высказываниях учёных. Многие из исламских мыслителей-рационалистов подверглись гонениям. Иные были казнены.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова в VIII веке принесло в Европу не только притеснение христиан (вызвав к жизни Реконкисту), но и «Начала » Евклида, и «Альмагест» Птолемея, труды Платона и Аристотеля, алгебру, алхимию, рационализм, гуманизм и конечно... ереси, - прежде всего манихейство. Позднее свой вклад в этот процесс внесли крестовые походы 1095-1270; заразившись манихейством на Ближнем востоке, крестоносцы занесли его в Европу. Перенесённое на европейскую почву, манихейство, трансформировалось в катарство (альбигойство).

Катары исходили из строгого дуализма. В мире противостоят друг другу добро и зло, Бог и дьявол. Сотворённый дьяволом, внешний мир является злом, злом является и тело человека - материя, держащая душу как бы в оковах. Целью человека является освобождение от мира, от власти материи. Осуждая внешний мир (по существу, господствовавший феодальный порядок), катары отрицали необходимость феодальной Католической церкви, феодального государства, выступали против войн, судов и тому подобных феодальных учреждений. Себя они называли «чистыми» (греч. katharoi - чистые, что как раз и дало название всей секте). Со своим особым духовенством, особыми тайными собраниями, особым учением и бытом, катары подрывали влияние Католической Церкви, подтачивали устои государства. Именно катарство в XIII веке представляло главную опасность для Священной Римской империи. Эта ересь, получила значительное распространение не только в среде горожан, но и среди аристократов. В 1022 году (за два столетия до учреждения Святой Инквизиции) в Орлеане по приказу короля Роберта II была сожжена группа катаров (т. н. «Орлеанские каноники»), куда входили и аристократы, имевшие влияние при королевском дворе. Мало, кто знает, что европейская практика публичного сожжения еретиков восходит к императору Диоклетиану, который применил этот метод для систематического истребления манихейской ереси в Римской империи в IV веке (см. Эдикт Диоклетиана). Но несмотря на это, манихейство существовало долгое время тайным образом и на Востоке продержалось (в чистом виде) до X или XI века.

Средневековый рационализм, занесённый из Азии и Ближнего востока, породил вольное толкование Библии и критику Католичества; гуманизм Возрождения поставил человека в центр, придав ему особую ценность. В сознании европейца произошёл переворот. Следствием этого в Европе явились многочисленные бюргерские и крестьянско-плебейские ереси (богомилы, вальденсы, табориты, виклефизм, лолардизм и т. д.), а также крестьянские восстания и войны, направленные против религиозного и политического влияния Рима за народную самобытность, - но в любом случае - религиозные, основанные на вольной трактовке Священного писания. Чтобы не остаться голословным, приведу в пример ересь вальденсов, получившую своё название от имени лионского купца Пьера Вальдо, который раздал своё имущество нищим, а сам выступил с проповедью покаяния и призывом к бедности (в 70-х годах XII в.) по слову Евангелия «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Лк 18, 25]. Здесь уже видны предпосылки Протестантизма. Ересь вальденсов называлась ересью лионских бедняков. Но ересь получила распространение и среди крестьян Южной Германии и Южной Франции, а также в Швейцарии, где крестьяне под этим религиозным флагом выступали против закрепощения их местными феодалами. Много вальденсов было и в Чехии.

География ересей в Средние века и в эпоху Ренессанса была обширна: Южная Франция, Южная Германия, Северная Италия, Нидерланды, Англия, Чехия стали значительными очагами еретическх движений. Ересь катаров распространилась в Ломбардии, на севере Италии, и особенно в Южной Франции, где она соседствовала с манихейством; вальденсы хозяйничали во Франции, на юге Германии, в Нидерландах и Швейцарии, в Болгарии возникли богомилы, виклефизм и лолардизм - в Англии, табориты и чашники (гуситы)- в Чехии. К XV веку особенную силу набирают табориты - радикальное крыло гуситов , название которых происходит от горы Табор (по аналогии с горой Фавор в Галилее), где был основан первоначальный лагерь приверженцев движения. Выступившие против Рима табориты провозгласили Великую крестьянскую войну. В основе учения таборитов, как и некоторых других еретических течений, носивших характер социального протеста, лежала раннехристианская ересь I-II веков, известная как хилиазм, или милленаризм. Хилиазм - это вера в тысячелетнее Царство Бога НА ЗЕМЛЕ, когда бы растения клонились от тяжести плодов, а между зверями и людьми царил бы мир. Уже в первые века христианства хилиазм был признан еретическим учением. В эпоху раннего средневековья он не получил широкого распространения. Ситуация изменилась в Эпоху Ренессанса и в Новое время, когда хилиазм стал основой многочисленных еретических учений, -апостоликов, таборитов и др., - выражавших антифеодальные настроения крестьянско-плебейских масс. В большинстве случаев проповедь хилиастов носила характер пассивного социального протеста. Лишь в период широких народных движений, происходящих уже в Новое Время, хилиазм становится более агрессивным учением, соединившись с мыслью об установлении "царства Божьего" на земле с помощью оружия. Это может показаться парадоксальным, но если костры инквизиции служили делу Божию, почему ему не могло ему послужить оружие? В основе подобных представлений, конечно, лежали фанатизм и специфически понимаемая справедливость. Таков был хилиазм таборитов, у анабаптистов Мюнстерской коммуны, у "Людей пятой монархии" во время Английской буржуазной революции 17 в.

Конец XV века и весь XVI век - это время Реформации, время становления капиталистических отношений. Протестантизм служит переходной стадией от Католичества к атеизму. Бог уже покинул храм, но храм ещё не успел остыть и пламя веры ещё теплится в душах людей:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое значенье.
Не видите ль? Собравшися в дорогу,
Последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом её уж пуст и гол стоит, -
Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.
(Ф.И.Тютчев, 16.09.1834)

Средневековые ереси, Протестантизм и нарождающийся европейский капитализм послужили причиной тридцатилетней войны. Европа обезлюдела. Следствием этой войны явилась Вестфальстская система, породившая национальные государства светского толка. Почва для капитализма и атеизма в Европе была подготовлена. Возникает либерализм, а с ним и массовые революционные движения Нового времени.

Параллельно ослаблению религии и Церкви в общественной жизни Европы происходит усиление атеистических тенденций: Liberté, Égalité, Fraternité наряду с вольтеровским призывом «Ecrasez I'mfame!» («Раздавите гадину!») - лозунг Великой французской революции. «Вольтер считал религию рассадницей предрассудков, под хоругвями которой в одной только Франции собралось 60 тысяч монахов и 6 тысяч священников. Вместе с дворянами они владели почти половиной национальных земель. Сам Вольтер находился на стороне бесправного третьего сословия, к которому он принадлежал по своему социальному происхождению.» Впрочем, он, по словам Руссо жил в роскоши, - это к слову, - а вообще, в связи с призывом «Ecrasez I'mfame!» (в контексте обладания половиной национальных земель Франции) будет не лишним отметить, что спустя двести с лишком лет после Французской революции и падения влияния религии и Церкви, 1% населения Земли к 2016 году будет иметь половину мирового богатства. В какого бога верит этот 1% ?.. Но как бы там ни было, вольтеровский призыв был услышан, и именно в эпоху Просвещения атеизм впервые оформляется в социально значимую систему взглядов, основанную, впрочем, на чистом отрицании религии и прежде всего Католической религии и Католической Церкви с элементами стихийного материализма. Наконец, лишь в XIX веке, а именно, в марксизме атеизм обретает форму «научного мировоззрения», основанного на материалистической концепции.

Previous post Next post
Up