Aug 08, 2017 02:55
Внезапно вспомнила о существовании тайского кино. "Кладбище великолепия" очень похоже на "Дядюшку Бунми", только безо всяких красивых вставок; его поэзия подчеркнуто прозаична. Кажется, Верасетакул специально выбирает ракурсы так, чтобы в кадр попал какой-нибудь нефотогеничный столб (фильм и вообще, на мой взгляд, несколько перегружен визуальными вертикалями, начиная с фосфорецирующих ламп в палате солдат) или забор. Солдаты спят в здании старой школы, а когда-то здесь был дворец, и во сне они до сих пор участвуют в битве умерших королей - если вы в это верите, потому что увидеть чужие сны нельзя - и вы не увидите. В абсолютно статичные кадры входят и выходят немногочисленные персонажи. Камера за весь фильм двинулась, по-моему, вообще только один раз. И все же ритм (как и в дядюшке Бунми) идеален, поэтому смотрится легко.
Верасетакул говорил, что это фильм о тяжелом положении Таиланда, отсутствии свободы, власти военных. Наверное, так и есть.Но для меня Таиланд ассоциируется с экзотическим курортом, а притча - на то и притча, чтобы говорить о чем-то общечеловеческом. В фильме определенно читается шекспировское "мы созданы из вещества того же, что наши сны", и так ли уж много в нашей жизни неэфемерного, по сравнению с жизнью просыпающихся совсем ненадолго солдат? И в то же время, это остронациональный фильм. Не думаю, что Верасетакул сможет снять что-то подобное за пределами Таиланда, хотя он и грозился. Тайская жизнь, как она показана в фильме, сама по себе для нас почти как сон.