Латвия и Эстония: «Рука Москвы» тянет русских за язык

Apr 25, 2012 10:51



Нынешняя весна вместе с метелями и последующим потеплением принесла и очередное обострение споров и противостояния. Посол США в Москве Майкл Макфол гордо сообщил, что администрация Барака Обамы хочет создать фонд поддержки гражданского общества в Российской Федерации. Такая инициатива ходить «в чужой монастырь со своим самоваром» вызвала закономерное негодование среди российских политиков-патриотов и дало возможность Госдепу США предаваться «недоумению» по поводу такой острой реакции. С другой стороны, верные соратники США по НАТО власти суверенной Латвии и Эстонии тоже озаботились активностью российских соотечественников и поддержкой, которую оказывает им гуманитарный фонд «Русский мир» и вниманием посольств Российской Федерации. Оказывается то, что можно и нужно делать Вашингтону в отношении российского общества, совершенно недопустимо со стороны Москвы в отношении русского меньшинства в странах Балтии. Вот такая вот перемена мест слагаемых.
Пару недель назад я опубликовал эту статью на портале "Повестка дня". Воды с тех пор утекло много, но тема актуальность не потеряла.

Чиновники невидимого фронта отчитываются

Сразу после католической Пасхи эстонская Полиция Безопасности обнародовала очередной ежегодник. Самой интересной и читаемой частью его стали разоблачения подрывной деятельности России и ее «агентов влияния». Спецслужбы Латвии переняли и творчески развили опыт своей северной соседки Эстонии. Службы разведки и контрразведки этих Балтийских стран не только стараются, не привлекая лишнего внимания, обеспечивать государственную безопасность, но и, наоборот, громогласно заявлять о политических приоритетах и основных целях, перечислять главных врагов государственной безопасности и приводить примеры удачно разоблаченных их - врагов - происков.

Конечно, эстонская Полиция безопасности (ПБ) или латвийское Бюро по защите Сатверсме (Конституции) собственных телеканалов не открывали и своих газет не печатают. Но раз год ведомства выпускают специальное издание, распространяют его среди журналистов и публикуют на официальных сайта ведомств. Латвийское БЗС подобную практику общения с прессой в целях обеспечения госбезопасности освоила недавно, а Эстония имеет уже 14-летний опыт. Литовский Департамент Государственной Безопасности (ДГБ) предпочитает работать по старинке, ежегодников не публикует и информацию сливает целевым образом, по мере необходимости. Еще одно немаловажной различие между Ригой и Таллинном: эстонский ежегодник Полиции Безопасности общедоступен, как минимум, на сайте этого ведомства. Латвийские «чекисты», как правило, обнародуют только меньшую часть своего отчета, остальное засекречено и адресовано лишь должностным лицам, имеющим доступ к государственным тайнам.

Задача БЗC, как ее понимают сами латвийские контрразведчики, фиксировать «тайные или осуществляемые обманным путем действия других стран, направленные против Латвии и противоречащие ее интересам или даже способные создать угрозу для безопасности государства».

Главной угрозой государственной безопасности, политической стабильности и сохранению конституционного строя Латвийской республики является отнюдь не коррупция, преступность или - не дай Бог! - терроризм. Иностранных шпионов среди латвийских граждан в республике давненько не разоблачали, правых экстремистов и заговорщиков тоже. В Эстонии, напротив, в прошлом году был осужден на 14 лет «с конфискацией имущества» высокопоставленный чиновник министерства обороны Херман Симм, а этой зимой эстонские «чекисты» изловили крота уже в собственных рядах.

За отсутствием шпионов, заговорщиков, разоблаченных высокопоставленных взяточников-коррупционеров главная угроза, по мнению составителей ежегодника БЗС, состоит в политике России по дискредитации Латвии. Для этого все средства хороши, особенно «манипулирование фактами и тенденциозное их изложение» в российских СМИ. А одним из важнейших ресурсов для проведения российской внешней политики враждебной Латвии являются «российские соотечественники».
Главный враг Эстонии образование на русском языке

Не в первый раз спецслужбы Эстонии заявляют, что всякий, кто выступает за сохранение школьного образования на русском языке покушается на основы эстонской государственности. Таким простым полицейским методом «чекисты» поддерживают вялотекущую реформу системы образования Эстонии, предусматривающую перевод гимназического уровня преимущественно на эстонский язык обучения. Речь, конечно, не идет о слиянии эстонских и русских гимназий. Речь идет о том, что русские гимназисты в своих отдельных школах учиться будут, да уже и учаться, на языке государственном. Действующее законодательство предусматривает возможность школ для национальных меньшинств с преподаванием на языках меньшинств. Но правительство республики, несмотря на ходатайства местных самоуправлений талина и Нарвы, разрешения на создание таких школ не дает. Не дает и все. Власти Таллина и Нарвы начали судебный процесс против правительства с целью защитить законные права русского национального меньшинства. Правительство сделало ответный ход, подключив спецслужбы к пропагандистской борьбе

В разделе ежегодника ПБ "Зашита конституционного строя" спецслужба республики особо отметила активистов выступающих за сохранение русскоязычного образования: вице-мэра талина Михаила Кылварта, параментариев Яну Тоом и Михаила Стальнухина. У руководства ПБ вызывает недовольство, что эти политики и русские общественные требуют соблюдения законов ЭР не только в той части, которая гарантирует образование на эстонском языке, но и в той, которая дает право обучаться на языках национальных меньшинств.

Главной мишенью для стрел эстонской контрразведки стал молодой русскоязычный политик эстонско-корейского происхождения вице-мэр эстонской столицы центрист Михаил Кылварт. В ежегоднике «чекисты» утверждают, что активность Кылварта связана с российской политикой соотечественников. В частности отмечается, что «сохранение русскоязычной образовательной системы, созданной как часть политики русификации Советского Союза, и особенного статуса русского языка в соседних странах входит в приоритеты деятельности РФ по оказанию влияния».

Особое подозрение вызвали у контрразведчиков встречи вице-мэра, курирующего образование, культуру и спорт с атташе по культуре Российского посольства и особенно тот факт, что Кылварт подарил российскомуц дипломату пачку эстонских учебников. Генеральный директор ПБ Райво Аэг все же признал на пресс-конференции, что законов Михаил Кылварт не нарушает, состава преступления в его действиях нет и назвать его «агентом влияния» нет возможности. Но! «чекисты» на ним наблюдают, как и за оппозиционными русским парламентариями.

«Рука Москвы» тянет Латвию за русский язык

«Публично российские должностные лица выражают желание консолидировать живущую за границей общину, усилить сотрудничество с нею, усовершенствовать информационное влияние и усилить работу с молодыми соотечественниками, однако чаще всего осуществляемые внешнеполитические цели не связаны напрямую с положением соотечественников. Тайная цель внешней политики России - дискредитировать Латвию, упрекая в возрождении фашизма в Латвии, в переписке истории, придавая Латвии образ разорившейся страны, подчеркивая целенаправленную дискриминацию русскоязычного населения. Несоответствие декларируемых целей фактическим является самой большой угрозой политики соотечественников для безопасности Латвийского государства», - утверждают латвийские бойцы невидимого фронта.
Беспокойство у латвийских контрразведчиков вызывает то, что политика в отношении соотечественников в России обсуждается с участием высших должностных лиц, созданы правительственные программы , специальные организации и фонды для финансирования проектов.

Не прошло БЗC и мимо февральского референдума в Латвии, на котором гражданам был задан вопрос о возможности внесения поправок в Конституцию и признания русского языка государственным в этой балтийской республике.
Каждый четвертый из пришедших на голосование сказал «да», почти 75 % сказали «нет». А ведь речь идет только о полноправных гражданах Латвии, т.е. далеко не обо всех жителях республики. Если бы учитывалось мнение всех латвийцев, то сторонники латышского моноязычия и половины бы не набрали. Все это в Латвии понимают, но не все готовы признавать публично.

И сторонники русского языка, и противники провозглашения его государственным наряду с латышским считают результаты референдума своей победой. Национально ориентированные латышские политики ликуют о того, что удалось отстоять национальные основы государственности. Инициаторы референдума уверены, что властям придется в будущем учитывать языковые права русского национального меньшинства так, как это предусмотрено и национальным законодательством и международными соглашениями и Хартиями.

Латвийская демократия допускает возможность проведения референдумов по инициативе граждан. И этой возможностью граждане уже несколько раз пользовались, Прошлой весной трое активистов, бывший нацбол Владимир Линдерман, Юрий Осипов, и ученый-экономист Александр Гапоненко, создали общество «Родной язык» и выступили с предложением провести референдум по внесению изменений в Конституцию и провозглашения Русского языка государственным. Вполне популистская затея получила общественный резонанс и «поезд пошел». После референдума Юрий Осипов заявил: «Это - огромная победа. Теперь никто ни у кого ничего просить не будет. Уже может требовать".

Но тем не менее органы государственной безопасности обеспокоились победой национальной идеи на референдуме. Латвийские политики требуют от спецслужб выяснить откуда Владимир Линдерман и Александр Гапоненко взяли деньги на подготовку референдума, агитацию, сбор подписей, оплату нотариусов. Высказывается подозрение, что всю кампанию через «подставные фонды и фирмы».

Уже в отчете БЗС контрразведка делает вывод, не очевидный для стороннего наблюдателя, но убедительный для латвийских национальных политиков, что «Россия» открыто поставила перед собой цель добиться признания статуса русского языка в Евросоюзе. Если не удалось придать официальный статус русскому языку в Латвии, то ставка делается на инициативу ряда депутатов Европарламента на придание официального статуса группе региональных европейских языков, в т.ч. и русскому. Европарламент в ближайшее время должен одобрить проведение референдума о придании статуса официальных языков ЕС таким языкам, как каталонский, баскский, уэлш, русский и т.д. Если инициатива будет одобрена, то евробюрократы должны будут допустить использование в работе органов ЕС и этих языков.

У органов госбезопасности вызывает беспокойство то, что некоторые русские активисты, не без помощи «руки Москвы», в Латвии проталкивают эту идею и даже вовлекли в своей проект многочисленные меньшинства в других странах. БЗС почему-то уверено, что каталонцы или баски сами не заинтересованы в признании своих языков официальными языками ЕС, а о прибалтийские русские манипулируют активистами из Каталонии, Басконии или Уэлса.

Частное мнение и государственная политика

Отчет БЗС воздерживается от указания на конкретные российские институции, которые якобы ведут против Латвии подрывную работу. Латвийские политике же всегда могут привести в пример слова того или иного российского эксперта по Прибалтике не утруждая себя доказательствами является ли данная точка зрения личным мнением или изложением официальной политики Кремля.

Так, например Заведующий отделом Прибалтики Института стран СНГ Михаил Александров, выступая в МГУ, заявил, что смена российского руководства обещает более наступательную внешнюю политику «исходя из того, что Прибалтика - естественная зона привилегированных интересов России». Московский политолог убежден, «что надо добиваться восстановление российского влияния в Прибалтике», так как в частности «регион важен для нас не только с геополитической и экономической точек зрения. Он важен с точки зрения этнического единства русской нации. В Латвии и Эстонии проживают относительно большие русские общины, которые не пожелали ассимилироваться. И через двадцать лет после приобретения независимости этими государствами их русские общины продолжают сохранять устойчивые связи с русским миром».

В качестве направления «главного удара» российским политологом предлагается Латвия, а «проведенный недавно в Латвии референдум о статусе русского языка свидетельствует о том, что русская община достаточно сплочена. …Поэтому мы должны взять твердый курс на изменение политической системы Латвии … И в качестве первого шага необходимо добиться устранения от власти нынешней политической элиты … Вместо нее к власти в Латвии должна прийти коалиция, включающая представителей русской общины и латышских политиков, разочарованных прозападной ориентацией своей страны... В Латвии существует инфраструктура русских организаций, которые способны возглавить общественный протест. А Россия могла бы оказывать им разнообразную поддержку, используя отработанную на Западе методику взаимодействия с неправительственными организациями страны пребывания».

Исторический «спецназ»

Если «Русскому миру» ничего нельзя инкриминировать, то остается подозревать Москву в организации целенаправленных пропагандистских кампаний, в проведение которых вовлекаются СМИ и организации, созданные для выполнения специальных задач.

В качестве идеологического российского спецназа по мнению БЗС выступает фонд «Историческая память», который не устает попрекать Латвию «возрождением фашизма и глорификацией солдат СС». Фонд де этот за четыре года со дня своего основания занимается вопросами защиты прав русскоязычных соотечественников и публикацией исторических и публицистических работ по теме Второй мировой войны. Книги эти латвийская контрразведка считает тенденциозными. Эстонские коллеги БЗС вообще уверены, что руководитель фонда молодой историк Александр Дюков как-то связан с ФСБ потому, что де имеет доступ к таким архивным данным, которые чистому историку ни за что не получить.

Совсем недавно Латвийская Республика, чтобы не допустить проведения в Риге документальной выставки "Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943 - 1944" отказала в визе и внесла в «черный список» организаторов выставки Александра Дюкова и Владимира Симиндея. Мало того, что историкам теперь закрыт въезд в Латвию, они внесены в список нежелательных лиц в Шенгенской зоне и фактически не могут въехать в большинство европейских стран.

У России нет никаких "скрытых" целей в Латвии, написал в своей статье, опубликованной на сайте посольства РФ в Латвии, посол России Александр Вешняков. "Знакомясь с выводами SAB, трудно отделаться от ощущения, что ты вернулся в прошлое - во времена "холодной" войны", - написал он. По мнению российского дипломата Москва проводит линию на сближение с Евросоюзом и дискредитировать Латвию не входит в задачи Москвы. А урон своей репутации Рига наносит сама, создавая и отказываясь решать проблему «неграждан», проводя неоправданно жесткую языковую политику и поощряя шествия легионеров войск СС.

За морем телушка - полушка

Ирония новейшей истории состоит в том, что благие пожелания одних и праведный гнев других разбиваются о циничную реальность. А реальность деятельности русских общественных организаций в Латвии (да и в Эстонии с Литвой) состоит в том, что опираться они могут только на собственные силы на помощь дружественных местных самоуправлений и немножко на символическую поддержку своих культурных со стороны России. Бюро по защите Сатверсме подозрительно относится к деятельности фонда «Русский мир» и вольно или не вольно создает впечатление, что русские национальные активисты просто купаются в финансовой поддержке Кремля.

Бывший депутат латвийского Сейма от русскоязычной организации "За Права Человека в Единой Латвии" Мирослав Митрофанов посчитал, что за шесть лет существования российского фонда «Русский мир» организации российских соотечественников в Латвии в совокупности получили грантов на сумму в 170 000 евро. Для наглядности отметим, что эта сумма эквивалентна цене на одну не самую роскошную квартиру в Риге. Или, например, за эти деньги с трудом, но можно найти две однокомнатные квартирки в подмосковном Зеленограде или одну «двушку» в Москве. Наверное, трудно представить, чтобы бюджет «подрывной деятельности» в Латвии исчислялся такой суммой да еще и разверстанной на шесть лет. Более того, несмотря на ожидаемую политологом Михаилом Александровым активизацию российской внешней политики, нет никаких признаков активизации финансирования русских неправительственных организаций в Прибалтике со стороны России.

Эстонские коллеги латвийских соотечественников пошли еще дальше, сочтя враждебным и опасным для страны и даже «антиконституционным» вообще представление, что в Эстонии могут быть какие-то «российские соотечественники». По мнению авторов отчета, трактовка этого термина Россией и Эстонией сильно различается. "Если в Эстонии говорят о соотечественниках, то это естественно, что подразумевают тех, кто живут в Эстонии, - иной раз граждан, иной раз всех жителей. Деление соотечественников по национальности, языку, происхождению или убеждениям выглядело бы в лучшем случае странным, а в худшем случае - антиконституционным", - говорится в свежем ежегоднике. "Российское понимание "соотечественников" как жителей других государств, которые могут даже не являться гражданами России, но по историческим причинам иметь в отношении России особый правовой статус, существенно отличается от наших представлений, - добавляют авторы. - Основная цель этой трактовки - не сохранение культурной связи и призыв вернуться на родину, а воздействие с помощью манипулирования известными группами на суверенные решения государства, в котором они живут, и отвлечение внимания от своих проблем".

Ежегодные публикации эстонской Полиции Безопасности, хоть и составляются по некоторой общей схеме, но иной раз главным героем становится разоблаченный шпион, иной раз лидер оппозиционной партии, слишком близко знакомый с ведущими российскими политиками, а иной раз ряд русских активистов. Ежегодник никогда не возвращается к написанному прежде и не информирует читателей, что все подозрения и обвинения в «подрывной деятельности» никогда не подтверждаются, а дела «организаторов» беспорядков в апреле 2007 , например, закончились оправдательным приговором и выплатой компенсации. На этот раз отчет ПБ оказался самым богатым на упоминание враждебных Эстонии местных русских и взаимодействующих с ними российских организаций. В список «угроз» попала и вся политика соотечественников и все связанные с ней организации, и благотворительные фонды и МИД РФ и ее посольство, и русские активисты в Эстонии и газеты и телевидение, и пакт Молотова-Риббентропа и Великая Отечественная Война. Не было в этом списке, пожалуй, только Валерии Новодворской и Ксении Собчак. Да и то, по недосмотру.

Более свежие новости по теме можно смотреть здесь:
Лидер эстонской оппозиции вновь уличил ведущие национальные СМИ в намеренной дезинформации
Читатели Postimees: имидж Михаила Кылварта после доклада КаПо улучшился
Мстислав Русаков: Литературные изыски КаПо для невзыскательных «единомышленников»
Скандал заказывали?

соотечественники, Латвия, Эстония, КаПо

Previous post Next post
Up