часть 1 читайте здесьС изменением политического климата русские активно включились в тогдашнюю жаркую политическую борьбу. 18 марта 1990 г. в Эстонии прошли свободные, многопартийные выборы по мажоритарной системе. Помимо митинговой политики русские стали играть самостоятельную роль и в парламентской политике. Депутатов Верховного Совета Эстонской Республики русского происхождения, баллотировавшихся по разным спискам или выдвинутых от имени трудовых коллективов и по месту жительства было избрано 27 человек (из 105). Они составили несколько фракций. Многие готовы были искать пути сотрудничества с другими эстонскими фракциями во имя интересов своих избирателей.
По данным социологических опросов Майнор-ЭМОР в апреле 1989 года независимость Эстонии поддерживало лишь 5% неэстонцев, то в сентябре 1991 года уже 55% . Наглядным подтверждением этой динамики стало проведение в Эстонии 3 марта 1991 года референдума «о восстановлении независимости» в пику запланированному на 17 марта 1991 года референдуму о сохранении СССР.
Референдум 3 марта 1991 года
«Хотите ли вы восстановить государственный суверенитет и независимость Эстонской республики?»
Население
Избирателей
Участие
%%
ДА
ДА %%
НЕТ
НЕТ %%
Эстония
1 565 000
1 145 000
941 000
82,8
738 000
77,8
203 000
21,4
г. Нарва
82 200
60 000
42 000
70,1
11 000
25,5
31 000
74,5
г. Силламяэ
20 200
15 000
3 600
25,4
1 400
40,5
2 200
59,5
Обычно принято результаты референдума 3 марта 1991 года приводить в качестве примера того, что тогдашнее русскоязычное население Эстонии в заметной своей части поддержало восстановление независимости Эстонии.
В марте 1991 года 30% поддержка русским населением восстановления государственной независимости расценивался как хороший результат. Но уже в августе 1991 года 70% «не поддержки» уже расценивалась как «угроза».
В августе 1991 года на второй день путча поздно вечером 20 августа Верховным Советом Эстонской республики было принято решение не о «провозглашении», а о «восстановлении» независимости. Из 105 депутатов 69 проголосовали «за», «против» не было никого, а один депутат не принял участия в голосовании. Русские депутаты из фракций «Вирумаа», «Сотрудничество» и «За равные права» заранее сообщили, узнав о содержании вынесенного на голосовании документа, что принимать участие в голосовании не будут. Причиной было названо то, что проект постановления не учитывает интересы неэстонцев и депутаты не смогут гарантировать своим избирателям мир и благосостояние в независимой Эстонии.
Если в период с 1986 по 1991 гг. демографическая проблема выступала фактором политической мобилизации, то после 1991 года она стала фактором для создания политических препятствий и недопущения к институтам государственной власти. Инструментом допуска к формированию власти стал институт гражданства.
6 ноября 1991 г. Верховный Совет де-юре принял решение, что гражданами будут признаны лишь «подданные» довоенной Эстонской Республики и их потомки. Вопрос был окончательно решен парламентом 26 февраля 1992 г. через введение в действие («восстановление» с важными изъятиями) Закона о гражданстве 1938 г. Это решение предопределило на длительный срок характер и особенности формирования политического класса Эстонии и выбор долгосрочных стратегий.
Выборы в высшие представительные и законодательные органы Эстонской Республики, Евросоюза и референдумы 1990-2014 гг.
Выборный орган
Дата выборов
Население
Имеющих право голоса
Приняло участие
%%
Конгресс Эстонии
24.02.1990
1 582800
624 853
Верховный совет ЭССР/ЭР
18.03.1990
1 582800
1 164 603
910719
78,2
Референдум о независимости ЭР
03.03.1991
1 581600
1144309
949354
82,8
Референдум о Конституции ЭР
28.06.1992
1562000
669080
446708
66,76
Государственное собрание
20.09.1992
1562000
689241
467628
67,84
Рийгикогу
05.03.1995
1500000
790392
545825
69,06
Рийгикогу
07.03.1999
1421300
857270
492356
57,43
Рийгикогу
02.03.2003
1356 045
859714
500686
58
Референдум о вступлении в ЕС
14.09.2003
1356 045
867714
555835
64,06
Европарламент
13.06. 2004
1351069
873809
234485
26,83
Рийгикогу
04.03.2007.
1342409
897243
555463
61,91
Европарламент
07.06.2009
1340415
909 628
399 181
43,9
Рийгикогу
06.03.2011
1294 000
913 346
580 264
63,53
Европарламент
25.05.2014
1294 000
902873
329766
36,52
Из таблицы видно, что в 1992 году резко изменилась соотношение населения республики и лиц, имеющих избирательное право. Таковых осталось менее половины населения.
Хорошо понятно, что разность между численностью избирателей на март 1991 года и численностью избирателей на июнь 1992 года показывает появление огромной группы людей, которая обладает всеми характеристиками демографической когорты в чистом виде (мигранты в первом- втором поколениях, русскоязычные, принадлежащие к национальностям бывшего СССР).
В 2011 году эти признаки расплылись, и подобные демографические характеристики могли быть зафиксированы и у граждан ЭР и у граждан РФ и у лиц без гражданства.
Для того чтобы доли избирателей в населении в процентном выражении почти совпали понадобилось 20 лет, отрицательное сальдо прироста народонаселения, политические конфликты. Фактически это уже другое население, в котором выросло новое поколение.
Помимо массового «лишения» гражданства и соответствующих политических прав, принятая в Эстонии пропорциональная партийная избирательная система резко ограничила участие местного русского населения в политической и общественной жизни.
В первой половине 90-х гг., когда было создано несколько соперничающих «русских партий» можно было предположить, что русское население слишком разнородно, чтобы составлять единую целевую группу или связанную общим габитусом политическую общность.
Однако последнее десятилетие показало наличие пусть размытой и невербализуемой, но устойчивой общности, позволяющей русскому меньшинству демонстрировать консолидированное политическое поведение. В нашем случае, таким фактором стихийной консолидации стал рост протестных настроений. Этот период начался жестокими столкновениями с полицией в апреле 2007 г. из-за протестов против переноса памятника «Бронзового Солдата». Протестные настроения нарастали в период последовавшего за этим экономического кризиса. Подстегнули протестные настроения и брутальные методы эстонизации русскоязычного гимназического образования.
Естественным образом протестные настроения вылились в поддержку системной оппозиции, которая в Эстонии представлена лишь одной партией. В результате за последние годы ни одна партия кроме Центристской партии не получала поддержку со стороны русских избирателей превышающую 10%.
Среднегодовая поддержка русскими избирателями Центристской партии в %% (по данным TNS Emor)
2006
2007
2008
2009
2010
2011 январь
Центристская партия (уровень поддержки)
50%
75%
74%
84%
79%
82%
В местах компактного проживания русскоязычного населения, а именно в Таллине и в городах северо-востока республики Центристская партия, благодаря поддержке русскоязычного избирателя и посредством местных политиков русского происхождения, уверенно контролирует муниципальные власти. Это в свою очередь дает местным русским политикам возможность полноценного политического участия в управлении на муниципальном уровне. Фактически на политическом уровне русское меньшинство оказывается влиятельнейшей силой, но занимает в партийно-политической системе свое, тождественное социальной позиции, скромное место.
На всех последних выборах предпочтения русских избирателей представляют особый интерес и для социологов, и для политиков.
Уровень поддержки партий среди лиц обладающих избирательным правом в %% по данным TNS Emor (2011)
Неэстонцы
Эстонцы
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Средняя 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Средняя 2010
Партия Реформ
8
9
7
6
47
46
40
46
Центристская партия
79
82
81
79
12
11
13
Союз Отечества
1
1
2
19
21
20
Социал-демократы
4
3
4
4
13
17
13
Зеленые
2
3
3
4
5
5
6
Народный союз
1
2
2
4
4
3
Эта таблица демонстрирует не просто поддержку, а консолидированную поддержку русским меньшинством на парламентских выборах 2011 года одной партии. Дело даже не в том, какую партию русские избиратели поддерживают, а в том, что такое поведение демонстрирует наличие некоей общей парадигмы политического поведения этнодемографической группы. Это, в свою очередь, тоже воспринимается политическим классом Эстонии как вызов и проблема.
***
Существующие по сей день диспропорции социально-демографического развития национальных групп в Эстонии являются результатом как текущей этнополитики, так и наследием советской национальной политики и не могут быть преодолены простым перераспределением политической власти, доступ к которой у русских в настоящее время сильно ограничен в т.ч. и из-за отсутствия эстонского гражданства у значительной части этой этнокультурной группы. Русское меньшинство в Эстонии считается «политически неблагонадежным», а за его спиной видят тень «недружественной соседней державы». Все это накладывает своеобразных отпечаток на участие русских в местной политической и общественной жизни.
Политика создания национального государства за четверть века не оказала существенного влияния на процессы этнической самоидентификации русского меньшинства Таллина.. Существенное улучшение таллиннскими русскими знания эстонского языка, и даже, проводимый государством, перевод школ на преподавание на государственном зыке не привели к необратимым ассимиляционным процессам. Равно, не сработала и сегрегационная модель социального поведения или эмигрантская модель. Русское меньшинство продолжает демонстрировать себя как экономически, социально, культурно и политически крайне неоднородная, но, в тоже время явно выделяющаяся из эстонского общества этническая, культурная и языковая этнодемографическая общность.
В этом-то и состоит политическая проблема.