Одушевление 5

Apr 23, 2015 13:23

Оригинал взят у alexander_pavl в Одушевление 5
Но я ещё ни слова не сказал о советской анимации того времени! Да, без ложной похвальбы можно заявить - «у нас была великая эпоха». Нет у меня достаточно восторженных эпитетов, чтобы достойно воздать хвалу советской анимации! Поэтому, как говаривал Шура Балаганов, удолетворимся квасом.






В советской анимации работали (или пытались работать) практически все (ну, есть пара исключений) умные советские писатели, от Алексея Николаевича Толстого и Николая Эрдмана до братьев Стругацких и Людмилы Петрушевской. Для советской анимации писали музыку лучшие советские композиторы. Художники, правда, почти не сотруджничали, но советкие художники почти все глупы, так что это не очень важно...А ещё интересно в советской анимации то, как чутко она реагировала на малейшие колебания социокультурьной ситуации.





Пока в культуре доминировал авангард, советская анимация давала изумление наводящие яркие авангардные фильмы, а со сменой социальной футуристической парадигмы на сталинский ампир поразительно быстро перековалась на квазиголливудское кино, причём в своей неофитской голливудообразности, пожалуй, переиродила Ирода и под конец правления лучшего Друга Советских Физкультурников с бойкой мажорностью бесперебойно поставляла на киноэкраны эстетические клоны приключений Принца из диснеевской «Белоснежки». Создавались Принцы простым казацким способом: на плёнку снимали какого-нибудь народного артиста Больших и Малых Драматических Театров, а потом по кадрам перерисовывали элегантные взмахи его рук. Это и был социалистический реализм в советской мультипликации. Получалась как бы квинтэссенция пошлости, адекватная остальным областям советской культуры с 1945 по 1956 год.

Но Советский Союз - страна большая, талантливых людей в ней много, и были люди, которые упорно для подходящего момента для стилистической революции. И дождались...




Рубежом между эпохами стал мультфильм Карановича и Качанова «Влюблённое облако», 1959 года. В этот мультфильм авторы напихали всего, что по руку попало, от кукольной анимации а-ля Иржи Трнка до рисованной мультипликации в духе Ханна и Барбера, лишь бы в сторону от Диснея. Стилистический винегрет получился совершенно несъедобный, смотреть эту ленту тяжко и скучно, но её выход и одобрение на кинофестивалях сыграл роль, так сказать, спускового крючка для стартового выстрела. Со старта рванули вперёд сильные, весёлые, смелые художники и аниматоры.

Слащавые квазидиснеевские «аленькие цветочки» рушились на глазах, молодые мастера ориентировались не на «классические традиции классической анимации», а на суперсовременных югославов и французов.





Вместе с молодёжью веселились, сбросив вериги социалистического реалдизма в анимации, мастера старшего поколения. Сёстры Брумберг мгновенно отказались от выношенного годами лощёного стиля «Федя Зайцев» и вернулись к лаконизму своих авангардистских картин 20х годов - манера их фильма 1927 года «Даёшь хороший лавком» оказалась остросовременной в 1960 году, в «Больших неприятностях» и, чуть позже, в «Трёх толстяках» с «Машинкой времени».





Фёдор Хитрук, автор «Истории одного преступления» и «Фильм, фильм, фильм» был безусловным лидером поколения, но рядом с ним работали Роман Давыдов, чей «Маугли», озвученный музыкой Софльи Губайдулиной, достойно противостоит одному из лучших фильмов Диснея - «Книге Джунглей», а кое в чём и превосходит шедевр голливудского гения... Пардон, прервусь, чтобы выдать ещё пару похвал именно этому фильму... «Маугли» Давылова - один из немногих мультфимов вообще, в мире, в мировой анимации, который всерьёз говорит с детьми о смерти, насилии, власти и сексе. О проблемах взросления. То есть, о самом главном, что есть в жизни. И говорит убедительно, без кривляний. Вот так! Да, и теперь продолжу своё перечисоление. ...и одноглазый Борис Дёжкин, мой кумир, тот, кто нарисовал и оживил «Чипполино» и «Матч-реванш», не менее талантливый, чем легендарные братья Фляйшер и Текс Эвери!





Но не только рисованными фильмами была славна советская анимация! Забудем ли мы трогательный фильм Романа Качанова «Варежка»? Душеразрывающе прекрасную абсурдисткую историю любви «Мой зелёный крокодил» Вадима Курчевского?




Изысканно философский «Клубок»? Виртуозную интепретацию Николаем Серебряковым сказки Доктора Сьюза «Я жду птенца»? Названия этих фильмов навечно вписаны в Золотую Книгу Шедевров Анимационного Кино. Даже если в России забудут об этих фильмах - они остаются в истории искусства.




Имена блестящие, фильмы, вызывающие восторг и преклонение, но лично мне дороже всего «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского сделанная в самом конце 60-х. Какие люди делали этот фильм! Сценарий - Геннадия Шпаликова. Музыка - Альфреда Шнитке. Дизайн - Юло Соостера по мотивам всего корпуса мировой живописи сразу - от Джотто до Рене Магрита. В этом фильме нет диалога, только музыка и три пояснительные надписи. Он сделан в технике плоской марионетки, столь любимой Хржановским и Юрием Норштейном, когда вырезанная из тонкого картона фигура перемещается под завораживающую мелодию стеклянной гармоники, которая, как поясняет интертитр, «делает человека лучше и раскрывает его сердце для добра». Этот фильм был запрещён сразу и бесповоротно. Только случайно на полуподпольных просмотрах можно было увидеть блуждающую копию «Стеклянной гармоники». Наступали холода семидесятых годов, анимация готовилась к отступлению.





анимация, интересно

Previous post Next post
Up