Вдруг и неожиданно собрались посетить самую высокую гору Свердловской области -
Кожнаковский Камень. 7 часов неспешной дороги, проехали город Карпинск. Сразу после
отворота с асфальта нас встречает недружественный шлагбаум...
КПП на дороге к Конжаковскому Камню.
Охрана рассказывает, что сутки назад, т.е. 4 сентября 2020г, поставили КПП на въезде, и никого, кроме технологического транспорта на подъем до Иовского плато не пускают. Причина - решение руководства компании ООО «Дуниты Северного Урала» о закрытии дороги для туристов. Пропуска не получить, проехать нельзя, езжайте обратно или идите пешком (спасибо, что пешком можно).
Карта с дорогой до Иовского плато.
Судя по номерам авто, народ приехал как минимум из Еката, из Перми несколько машин было, из Кирова, Ижевска и даже из Питера. Стоят у вдруг возникшего из ниоткуда шлагбаума, грустят. Некоторые обратно поехали, кто-то взял рюкзаки и пошли по дороге в гору. Идти им до верха оставалось примерно 14 км с перепадом в 900метров. А потом обратно, да.
Классический пеший маршрут до Конжаковского Камня примерно столько и составляет, однако дорога после строительства карьера у вершины открыта уже года два, и никаких проблем (кроме погоды) у туристов не было. А тут здрасте, приехали. Я вот девятилетнюю дочку взял с целью показать Уральские горы, и вовсе не рассчитывал на пеший двухдневных маршрут.
Конечно, собственник, построивший дорогу сам решает, кому разрешать по ней ездить, это с одной стороны нормально. Но дадим высказаться гендиректору компании ООО «Дуниты Северного Урала» Николаю Винедиктовичу Кузьмину:
«- Тащиться 20 километров в гору с большим рюкзаком, ну кто это может? Я уверен, что половина из присутствующих на Конжаке даже не была! Когда здесь будет дорога, любой желающий сможет добраться сюда на автомобиле - пешком до вершины останется пройти всего два километра и можно будет любоваться красотой наших Уральских гор. Это привлечет и зарубежных путешественников, которые не очень то любят ходить пешком, - заявил Кузьмин. Кроме того, по его мнению, благодаря строительству предприятия и дороги на Конжаковском камне можно будет организовать даже круглогодичный курорт и туристические базы с горячей водой и питанием, а учитывая то, что восемь месяцев в году там лежит снег, появляется перспектива развития горнолыжного спорта» .
Формально знак на КПП запрещает въезд транспорта в снежный период. Ну и знак мало поставить, нужны провести еще комплекс технических и организационных работ, что, судя по установке знака прямо на шлагбауме, не сделано. Так что знак явно эээ носит устрашительный характер, но не является собственно дорожным знаком, запрещающим движение. Запрещают движение только сторожа и шлагбаум.
Знак, установленный собственником дороги.
Более чем уверен, что в компании нет локального акта, регламентирующего проезд, выдачу пропусков и т.д. по дороге до «их» карьера, иначе в этот документ охранники бы тыкали всех проезжающих.
Движению самосвалов до карьера туристы не мешают. Во всяком случае в летний период - разьзедных карманов более чем достаточно.
Я даже не против, чтобы проехав больше полтыщи км на авто, заплатить за пропуск-билет наверх до плато. Экономика простая, за выходные, по моим наблюдениям, наверх поднимается примерно 100 машин. Если с каждой брать по, скажем, 1000р., то, с учетом посещений самой высокой точки региона в будни, в месяц выручка будет полмиллиона. За год 4-5 миллиона будет, что неплохая прибавка к прибыли от добычи полезных ископаемых.
Но нет, наверх просто нельзя. И нельзя сказать, что туристы мешают рудовозам, на всей дороге есть места для разъезда. Разъяснить приоритеты и правила движения туристам (со штрафом в случае нарушения, например) это совсем не сложно. Но нет, здесь вам не тут, мы хозяева, и никому ехать не дадим!
На Иовское плато летом можно (было) добраться даже на "пузотерке".
Спросите, как через шлагбаум проехал? Ну, посмотрели с грустью на происходящее эээ безобразие с пол-часа, и пользуясь первым днем запрета, усталостью двух охранников от возмущенных туристов, проскочили при открытии шлагбаума для встречного большегруза. Ломом по стеклу эти добрые люди не били, за что им отдельное спасибо. А руководству компании передаю, что они не умные брехуны. И денег не заработали, и ненависть получили от жителей и гостей области. Плюс за язык пойманы, ибо в Интернете все их заявления, во время получения разрешения на строительство, когда они были добрые и пушистые, записаны.
Отдел развития туризма и туристской инфраструктуры департамента Министерства экономики и территориального развития Свердловской области вполне мог и может организовать сервитут на дорогу до плато для личного автотранспорта. Ну или просто позвонить чтобы убрали шлагбаум, например. А зачем эти люди тогда вообще?
Вид на карьер со склона Конжака. Позади - гора Северный Иов.
ЗЫ. Сам карьер очень небольшой. Считаю, что пусть добывают полезные ископаемые на таком ограниченном участке, природа, судя по внешнему виду, не страдает, а дорога до красивейших вершин - это благо для всех желающих посмотреть на красоты Уральских гор.