Профессор богословского факультета Университета Маркетт А.А. Орлов в статье «Храм творения в Откровении Авраама» (Волшебная гора. Вып. XVII. С. 145-170.) упоминает ветхозаветную мессианскую традицию, зафиксированную в Вавилонском Талмуде (Бавли Бава Батра 74B-75A), которая гласит, что в конце времен праведники будут приглашены на мессианский пир, во время которого Господь будет угощать их телом Левиафана, а также создаст для них сияющую Скинию («шатер встречи» или «собрания») из кожи Левиафана: «и остаток кожи Левиафана, Святой, да будет Он благословен, расстелет на стенах Иерусалима и ее свет воссияет с одного края земли до другого»
[1].
Орлов подробно освещает значение, которое придается образу Левиафана в эзотерическом иудаизме, и выявляет его особую связь с символизмом храма. Однако приведенные материалы не проливают свет на происхождение, а главное, на содержание традиции мессианского пира телом Левиафана и создания Скинии из его кожи. В этом нет ничего удивительного, поскольку истоки этих наиважнейших образов находятся за пределами собственно ветхозаветной традиции и представляют собой две наиболее архаические стадии развития мифологических представлений о чудовище как об источнике магического знания и могущества. Самый древний слой подобных преданий связан с посвятительными ритуалами, отражающими представление о необходимости поглощения чудовищем для получения его сверхъестественных качеств.
Читать далее