ПРЕДАНИЯ О "КАРЛИКОВОМ НАРОДЕ" В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК (Окончание)
Одно из наиболее замечательных свидетельств в нашей истории связано со знаменитой картой Арктики Герарда Меркатора (1) (1595 г.), изображающей, как полагают, легендарную Гиперборею. Северный полюс здесь окружает обширный материк, разделенный на четыре части могучими реками, самый же полюс венчает скала, окруженная внутриматериковым морем. Под изображением скалы присутствует латинская подпись: “Гора черная и высочайшая”. Каждый из четырех островов, образующих материк-кольцо, также подписан. И вот из подписи соответствующей большому острову к северу от Новой Земли и Шпицбергена (т.е. предполагаемой территорией обитания сиртя) мы обнаруживаем, что: “Здесь живут пигмеи, их рост около 4 футов, и жители Гренландии называют их скрелингерами” (2).
Опираясь на свидетельство Меркатора (или же его неизвестных информаторов), мы можем предположить, что культура сиртя (сопоставимая по целому ряду признаков с культурой чуди), заселявшая арктическое побережье и предшествующая самоедским племенам, могла представлять собой остаток легендарной цивилизации Гипербореи, или же некой отдельной народности, некогда входившей в ее состав.
В нашем распоряжении имеется и еще один достаточно веский аргумент, свидетельствующий в пользу этого предположения.
Mercator
Septentrionalium Terrarum Descriptio
Речь идет о комплексе преданий, связанных с Племенами Богини Дану (Tuatha De Danann) кельтской (ирландской) мифологии. Эти, прибывшие с таинственных северных (!) островов (где они преисполнились друидической мудрости и магических знаний) племена, считались предпоследней волной завоевателей Ирландии, утвердившейся на острове, одержав победу над своими демоническими соперниками-фоморами.
Впоследствии Племена Богини были вынуждены уступить в сражении “сыновьям Миля”, считавшегося предком гойдельского населения Ирландии (собственно исторических ирландцев). После битвы поэт и провидец Амарген поделил страну на две части - подземную, которая досталась Племенам Богини Дану и наземную, где властвовали человеческие переселенцы. Десять крупнейших холмов-сидов были распределены между Племенами Богини, которые, однако, продолжали оказывать на жизнь потомков Миля непосредственное и немаловажное влияние.
Характерно, что Племена Богини Дану отличались от людей, прежде всего владением особым магическим искусством, а не собственно “божественностью”. Именно Племена Богини Дану принесли в Ирландию четыре знаменитых магических талисмана: камень Фал, испускающий крик под ногами законного короля; победоносное копье Луга; неотразимый меч Нуаду и неистощимый котел Дагда. Любопытно, что именно от супруга Дану (валлийское Дон) - Бели ведут свое родословие крупнейшие валлийские исторические династии.
Предания о Племенах Богини Дану ложатся в основании последующих представлений (являющих собой уже известную нам инверсию первоначального образа) о сидах - обитателях нижнего мира, названных так по названию холмов (сидов) в которых они обитали (3).
В этой связи стоит вспомнить о насельниках ненецких сопок-седе (ненецк. седе - бугор, сопка, куполообразное возвышение земной поверхности) и “сядеях” - изображениях богов племени сиртя.
Итогом последующей инверсии образа сидов становится представления о fairy - волшебном народе маленького роста (феи, эльфы), населяющем холмы и нередко похищающем (подменяющем) человеческих детей. Заметим, что эти представления также вполне согласуются с ненецкими представлениями о сиртя - диковинных “маленьких людях” похищающих детей, а также преданиями о чудах, “совершающих обмен” детей.
Все это в свою очередь можно соотнести с ирландскими представлениями о ши, гэльское название которых означает “народ, живущий в холмах” (или слуа ши - хозяева, или жители, холмов, где Siogh - холм или небольшая гора). В Англии их также называют “народом холмов”. А в некоторых районах Доунгола их называют “Слуа Беата” - “хозяева жизни”, что точно указывает на то, что их считают не умершими, не призраками захороненных в могильниках и курганах в древности, но живым народом, более того, народом, обладающим вечной жизнью. Только позже эти холмы стали ассоциироваться с могильными холмами и курганами, и многие пришли к выводу, что ши - это призраки или просто воспоминания о тех, кто давным-давно хоронил в этих холмах своих умерших. Несмотря на важность, которую многие фольклористы придают этой интерпретации, она может быть не более чем предположением, причем, вероятнее всего, - ошибочным, потому что единственное свидетельство в этой области наталкивает на совершенно иные выводы. На это свидетельство, несомненно, можно положиться: на каждом суде над ведьмами, в котором были упомянуты феи, живущие под землей, они неизменно жили в естественном холме, а не в могильнике (4).
В указанном контексте весьма симптоматично следующее замечание известного этнографа, специалиста в области изобразительного искусства и фольклора финно-угорских народов Л.С. Грибовой: “Пермский звериный стиль отличается от степного искусства Евразии, перекликаясь с искусством древневосточных государств (Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон и др.), а также некоторых варварских цивилизаций Европы (кельтское искусство)” (5).
То обстоятельство, что означенный комплекс представлений имеет под собой вполне определенные реальные основания, подкрепляется в частности открытием неолитического поселения Скара Брэ (Skara Brae) на Оркнейских островах (северная Шотландия).
Поселение Скара Брэ (общий план)
Поселение Скара Брэ было обнаружено в 1850 году, когда сильный ураган обнажил то, что было скрыто в недрах одного из прибрежных холмов. Поначалу ученые не проявили к этому событию особого интереса. Интенсивные раскопки в Скара Брэ были начаты только в 20-х годах крупнейшим археологом того времени профессор Гордоном Чайлдом (Childe) (6). Вначале Чайлд считал, что это было поселение пиктов - одного из древних племен севера Англии, которые были поглощены шотландцами между VI и IX веками н.э. Однако по мере продвижения исследований стало ясно, что в данном случае речь идет о культуре необычайной древности. Чайлд был поражен результатами собственных изысканий и даже не смог их принять. Было установлено, что поселение было основано ранее 3100 года до н.э. и процветало, по крайней мере, до 2500 года до н.э (7).
Но главное заключалось в том, что каменная кладка стен, миниатюрные кровати, низкие потолки и дверные проемы - все было сделано для людей ростом не выше метра!
Фигуры людей на фотографиях позволяют оценить
реальные размеры поселения Скара Брэ
Выяснилось, что поселение строилось намеренно как подземное сооружение. Вначале из каменных плит возводились стены, потом из камней и дерева делался настил, затем все сооружение покрывалось слоем земли и торфа. Оставлялось лишь небольшое входное отверстие. Между жилищами были построены подземные переходы. Посереди каждой комнаты располагался очаг, обложенный камнями. Из каменных плит были сделаны маленькие шкафчики для предметов быта и безделушек. Характерно, что обитатели подземного поселения обходились только каменными орудиями. Любопытно также то, что к моменту раскопок полностью сохранился весь внутренний интерьер подземных жилищ. Над каменными кроватками сохранились остатки балдахинов. В каменных шкафчиках аккуратно лежали украшения и глиняная посуда, на полу, у выхода из одного жилища, было обнаружено оброненное кем-то ожерелье, каменные орудия и оружие стояли нетронутыми. Создавалось впечатление, что хозяева исчезли в одночасье. Очевидное предположение о вооруженном вторжении не подтвердилось - слишком аккуратным и нетронутым выглядело внутреннее убранство подземных жилищ (8).
Скара Брэ (фрагмент)
Ко всему прочему, на некоторых каменных предметах (в т.ч. кроватях) в Скара Брэ были обнаружены некие загадочные надписи на неизвестном языке. Специалисты по древним языкам выдвинули версию, что речь идет о самой старой версии рунического алфавита, известной как “Футарк” (“Futhark”). Однако последние исследования показали, что знаки на каменных предметах в Скара Брэ не имеют ничего общего ни с Футарком, ни с рунами вообще (9) …
Поселение Скара Брэ продолжает таить в себе еще много загадок.
Керамика обнаруженная в Скара Брэ относится к типу Райнио-Клэктон, которая являет собой поздненеолитический стиль керамики в Британии, сконцентрированный в Шотландии (Райнио, Скара Брэ и некоторые мегалитические камерные гробницы) и в Южной Англии (поселения в районе восточного побережья близ Клэктона и дальше на запад - Эвбюри, Стонхендж, Вест Кеннет, Уиндмиллхилл, Вудхендж). Для этого стиля характерны плоскодонные чаши, расширяющиеся кверху. Обычный в Шотландии орнамент состоит из налепных валиков-кордонов, в Англии он часто дополняется нарезным геометрическим.
В интересующем нас контексте особенно значимо то обстоятельство, что керамика Райнио-Клэктон не имеет предшествующих форм в местных культурах, что позволяет говорить об иммиграции носителей этой культуры на Британские острова (10).
Каменные предметы невыясненного назначения из поселения Скара Брэ
Похожее открытие было сделано во время раскопок курганов у села Власовка Грибановского района Воронежской области, начатых в 1985 году. В зоне Второго Власовского курганного могильника было обнаружено т.н. “капище карликов”, состоящее из лабиринта (представляющего собой разветвленную систему подземных ходов с ровными полами и прямыми стенками) и собственно святилища. Искусственное происхождение лабиринта было подтверждено наличием вертикальных колодцев. Проведенные расчеты показали, что подземные ходы такого размера могли прокладывать человеческие существа не выше восьмидесяти сантиметров, и весом не более двадцати пяти килограммов. Для освещения древними землекопами использовались факелы, на что указывали многочисленные вкрапления угольков на полу ходов.
Студенты Воронежского Государственного Педагогического Университета
ведут раскопки подземного капища
Святилище представляло собой обширную прямоугольную яму, посреди которой была обнаружена глубокая столбовая ямка, наполненная щебнем. По профилю насыпи удалось проследить, что яма представляла собой остатки конструкции с земляным купольным сводом, в центре которого располагался некий каменный или деревянный объект, возможно, идол. Дальнейшие раскопки показали, что идолу приносились жертвы - глубже был обнаружен скелет человека практически обыкновенных размеров (рост сто шестьдесят сантиметров), у которого в теменной области черепа определялось треугольное отверстие с гладкими краями - признак того, что со времени нанесения раны прошло несколько месяцев, прежде чем человек умер. По периферии лабиринта также обнаружены многочисленные жертвенники, где располагались останки животных, преимущественно головы лошадей. На одной из голов находились хорошо сохранившиеся железные удила, относящиеся к VIII веку кашей эры (11).
Ключом к подобного рода находкам может служить открытие, которое, по словам профессора Криса Стрингера (Лондонский музей естественной истории) “переписывает историю эволюции человека” (12).
В 2003 году во время раскопок на индонезийском острове Флорес, профессор Майк Морвуд из Университета Новой Англии в австралийском городе Армидейл и его коллеги обнаружили останки неизвестного ранее вида существ, которых окрестили Homo floresiensis. Фрагменты скелета, обнаруженные в известняковой пещере Лианг Буа принадлежали малорослому прямоходящему гоминиду. Анализ черепа показал, что это был нормальный взрослый индивидуум, а не больной или мутировавший экземпляр (13).
А во время раскопок, проведенных в 2004 году международной антропологической экспедицией (Австралия, Великобритания и Индонезия) были обнаружены новые останки этих человекоподобных существ, рост которых составлял 90 сантиметров (!), а объем мозга около 380 кубических сантиметров, что составляет примерно четверть от мозга современного человека. Обнаруженные останки принадлежат по крайне мере девяти различным особям. Первоначальные находки и новые обнаруженные останки, по мнению ученых, принадлежат одному и тому же виду (14).
“Данные находки подтверждают, что это был не просто индивидуум с отклонениями от нормы или патологией, а представитель существовавшей длительное время популяции”, - пишет Морвуд и его коллеги на страницах журнала “Nature” (15).
Несмотря на небольшой объем мозга, эти существа обладали развитым интеллектом - изготовляли орудия труда из камня и пользовались огнем. Возраст обнаруженных останков варьируется от 95 до 12 тысяч лет, т.е. эти существа жили в одно время с современным человеком!
“Маленькие люди” не относятся к Homo sapiens, но в тоже время и не являются уменьшенной разновидностью современных пигмеев, которые имеют мозг такого же объема, что и современные люди нормального роста. “С точки зрения биологии, их нельзя считать разновидностью человека”, - говорит антрополог Джеффри Швартц (Jeffrey Schwartz) из Питсбургского университета.
Отдельные ученые полагают, что представители такого рода существ могли дожить и до наших дней (16). Доказательством тому служат местные предания о расе “маленьких людей”, которых здесь называют Эбу Гого (Ebu Gogo).
“Индонезийские предания в деталях описывают существо “Эбу Гого”. Его рост около одного метра, и оно общалось с людьми, - рассказывает Генри Ги (Henry Gee), один из редакторов журнала “Nature”, - Последнее из таких преданий рассказывает о встрече с маленьким человеком, которая произошла всего 100 лет назад. Существуют и народные сказки о хоббитах и эльфах, и теперь их нельзя считать просто сказками. Это, скорее, исторические хроники и воспоминания. <…> Есть вероятность, что такие существа могут существовать на земле и сегодня” (17).
В пользу этого предположения свидетельствуют и последние мифы, записанные в Индонезии путешественниками из Дании, в которых говорится, что Эбу Гого, живы до сих пор (18) …
Марк Хендорсон пишет: “Эксперты считают, что, Homo floresiensis является потомком группы Homo erectus, которая каким-то образом добралась по морю до острова Флор и поселилась на этом отдаленном острове около 800 тысяч лет назад. Известно, что, когда большие млекопитающие оказываются отрезанными от мира на небольшом острове, из поколения в поколения они уменьшаются в размере (т.н. “островная миниатюризация” - А.К.): при естественном отборе лучше выживают маленькие существа, которые потребляют меньше пищи в условиях ограниченных природных ресурсов. В то же время это явление никогда не наблюдали на примере человеческого вида. Теперь можно предположить, что в подобных условиях миниатюрные люди могли появиться не только на индонезийском острове, но и на десятках других островов планеты” (19).
Ученые подчеркивают, что это всего лишь гипотеза, которая подтвердится только тогда, когда на этом же острове найдут более древние кости гоминидов нормального размера.
Не являясь сторонниками дарвиновской теории эволюции в чистом виде и оставляя гипотезу о происхождении данного вида существ от Homo erectus на совести антропологов, мы, однако же, должны отметить следующее любопытное совпадение. Как мы помним, и Племена Богини Дану (Tuatha De Danann) и пигмеи, упомянутые на карте Меркатора, или приходят с островов или являются их насельниками…
Как бы то ни было, но открытие Homo floresiensis заслуженно считается одним из значительных событий в современной палеоантропологии. Оно обнаружило, что Homo sapiens был (а возможно и является до сих пор) отнюдь не единственным представителем рода человеческого.
Как справедливо отмечает Элфорд Алан: “Знакомые нам со школы классические генеалогические древа, показывающие, как человек произошёл от обезьяны, уступили место концепции генетических островов. О мостах, соединяющих эти острова, каждый может только гадать”.
В этой истории следует отметить еще один примечательный момент, имеющий непосредственное отношение к теме нашей работы. В той же самой пещере, где были обнаружены останки “маленьких людей” (Homo floresiensis), были найдены останки драконов Комодо и карликовых стегодонов - предков современных слонов. Дело в том, что еще несколько тысяч лет назад здесь обитали гигантские вараны, которые в наше время сохранились лишь на соседнем островке Комодо (т.н. комодские драконы) (20).
И здесь нам опять-таки приходится вспомнить о той особенной связи между подземно-подводным животным (ящером-мамонтом) и подземным народом (чудь-сиртя), которую так настойчиво транслируют нам народные предания…
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем предположить, что в перечисленных нами фольклорных образах (чудь, сиртя, Tuatha De Danann) запечатлелись черты реального народа, проживавшего (а, возможно, и проживающего) на пространстве от Европы и до Западносибирской тундры и оказавшего определенного рода влияние на соседствующие с ним “исторические” народы.
При этом нам хотелось бы остеречься (и остеречь) от эскалации атмосферы чрезмерной и безоглядной идеализации, которая в большинстве случаев окружает проблему “маленького народца”, не в последнюю очередь, искусственно культивируемая современной культурой (в том числе т.н. “культурой New Age”). Последнее обстоятельство с нашей точки зрения уже само по себе является определенного рода свидетельством.
Мы ни в коем случае не претендуем на некий окончательный вердикт по этой сложной и требующей детального изучения проблеме. Однако у нас не может не вызывать определенного рода опасения та степень интенсивности с которой подобного рода бессознательные стереотипы внедряются в сознание самого широкого спектра аудитории.
В качестве своеобразного противовеса означенной тенденции, нам бы хотелось завершить это скромное исследование следующей цитатой из романа Артура Мэйчена “Три самозванца” (“The Three Impostors”, 1895), писателя, чей литературный и визионерский гений оживил “на страницах своей прозы замутненные, полустертые временем образы давно забытых легенд и традиций” (21): “Наши далекие предки называли эти жуткие созданья “справедливыми” и “добрыми” именно потому, что боялись их, по той же причине они придавали им чарующий и милый облик, прекрасно зная, что на самом деле все выглядит совсем иначе. К этому обману живо подключилась и литература, приложив свою шаловливую руку к сему преображенью, так что игривые эльфы Шекспира уже весьма далеки от оригинала и вся присущая им мерзость прикрывается маской безобидной игривости. В более же древних преданиях - сказаниях, которыми обменивались люди, сидя вокруг горящего костра, можно уловить совсем иной дух. Он сквозит в историях о детях, мужчинах и женщинах, таинственным образом исчезавших с лица земли. В последний раз пропавших обычно видел какой-нибудь случайный крестьянин - человек шел полем, направляясь к странным зеленым круглым холмикам, и больше его никто никогда не встречал. Существуют также истории, рассказывающие о несчастных матерях, которые оставляли мирно спящее дитя за плотно закрытой на деревянную щеколду дверью, а по возвращении находили не пухлого розовощекого английского малыша, а чахлое, желтокожее, морщинистое созданье с угольно-черными глазищами, - одним словом, дитя иной расы. <…> А что, если неведомая, ужасная раса обитателей холмов существует и поныне? А вдруг они по-прежнему живут в диких, пустынных местах и время от времени являют миру злые деяния, о которых рассказывают первобытные мифы, вечные, как мифы урало-алтайских племен или испанских басков” (22) …
Использованные в работе изображения предметов Пермского звериного стиля даны по: Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь. 1988.
Примечания:
1 Меркатор [Mercator, латинизированная фамилия Кремера (van Kremer)] Герард (1512-1594), фламандский картограф, изобретатель одной из основных картографических проекций - “равноугольной цилиндрической проекции Меркатора”.
2 Темкин Г. Колыбель под семью звездами. C. 12-13.
3 Шкунаев С.В. Примечания. // Похищение Быка из Куальнге. М., 1985. С. 477; Шкунаев С.В. Племена Богини Дану. // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. II. М., 1997. С. 317; Шкунаев С.В. Кельтская мифология. // Мифы народов мира. Т. I. С. 636-637.
4 Мифология Британских островов. Конспект. //
http://lah.ru/konspekt/mif/brit.htm.
5 Грибова Л.С. Стилистические особенности древнепермской бронзовой пластики. // Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов. Ижевск, 1984. С. 42.
6 Childe V.G. Scara Brae. London, 1931.
7 Кинг П. Потерянные строители Скара-Брэй. // “Atlantis Rising” № 55. //
http://dmarkov74.narod.ru/Articles/Atlantis_Rising/scara.htm.
8 Скара Брэ. //
http://art.celtica.ru/skara_brae.html.
9 Кинг П. Потерянные строители Скара-Брэй.
10 Скара Брэ.
11 Невысоклики. //
http://wonderland.com.ru/pageid-373.html; См. также: Данченко Е.Л. Погребения особого вида среднедонской катакомбной культуры. //
http://vspu.ac.ru/historic/russian_hist/publish/amee_2002/danchenko.htm. и:
http://gribanovka.ru/city/history/history.html 12 Заугольных И. Хоббиты переписали историю человечества. //
http://www.utro.ru/articles/2004/10/28/367563.shtml.
13 18 тысяч лет назад в Индонезии жили “хоббиты”, утверждают ученые.
http://news.flexcom.ru/world/2005/10/12/132945/ 14 Неужели наши предки истребили хоббитов? //
http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/48704-floresiensis-0.
15 18 тысяч лет назад в Индонезии жили “хоббиты”, утверждают ученые.
16 Неужели наши предки истребили хоббитов?
17 Хендерсон М. Археологи нашли останки хоббита. //
http://www.inopressa.ru/times/2004/10/28/13:02:00/gnom.
18 Заугольных И. Хоббиты переписали историю человечества.
19 Хендерсон М. Археологи нашли останки хоббита.
20 Багатурова А. Быль про хоббита. //
http://www.computerra.ru/print/xterra/36842/ 21 Нестеров А., Стефанов Ю. Алхимическая тинктура Артура Мейчена. // Мейчен А. Белые люди. М., 2001. С. 55.
22 Мейчен А. Белые люди. С. 179-181.