Джарон Ланьер -жизнь в киберпространстве

Feb 13, 2016 15:27





Для чего предназначен компьютер? Ответы на этот вопрос будут самыми разными, но как много людей ответят: "Для вычислений"? Сегодня мы уже далеко отошли от концепции компьютера как устройства, предназначенного исключительно для выполнения операций над числами. Компьютер используется сегодня не столько для вычислений, сколько для обработки любой информации, будь то текст, звук, изображения и т.п. Но путь от многотонных вычислительных машин к современному изящному мультимедийному компьютеру оказался длинным и нелёгким, понадобились огромные усилия многих людей. Джарон Ланьер (Jaron Lanier) был одним из тех, кто своими неординарными идеями и разработками оказал наибольшее влияние на направление развития компьютерной индустрии за последние два десятилетия и приблизил время наступления информационной эпохи.


Он родился в самом конце 1950-х, и его детство и юность пришлись на время громоздких и медлительных компьютеров, но уже в его время ясна была тенденция к миниатюризации и увеличению быстродействия электронных устройств. Джарон Ланьер не был технократом ни по образованию, ни по взглядам, и поэтому сложная техника сама по себе вряд ли произвела на него большое впечатление; его увлекла сама концепция компьютера как устройства, дополняющего и усиливающего возможности человека - идеи такого рода высказывались ещё создателями первых компьютеров и некоторыми философами-футурологами (например, С. Лемом). Время шло, компьютеры становились всё мощнее, они объединялись во всё более сложные и запутанные компьютерные сети. Постепенно начали проявляться контуры иного мира, в котором единственной сущностью, строительным материалом и инструментом была информация. Призрачность и нечёткость этого мира исчезла, когда в начале 1980-х с появлением первых микропроцессоров и персональных компьютеров произошёл очередной технологический скачок. Именно в этот период началась фаза экспоненциально быстрого развития компьютерной индустрии, экспансии информационного мира в повседневную реальность. Эффективная работа с информацией стала необычайно важным и значимым умением. И к этому времени относится начало активной деятельности Ланьера, выступившего со своими революционными и необычными идеями.

Джарон Ланьер сейчас широко известен как создатель концепции (и самого термина) виртуальной реальности. По его словам, он ввел этот термин, чтобы как-то обозначить взаимодействие между человеком и окружающим его миром. Близкий, но не эквивалентный по смыслу термин "виртуальный мир" ввёл ещё в начале 50-х гг. прошлого века пионер компьютерной графики Иван Сазерленд (Ivan Sutherland). Под виртуальным миром он понимал то, что человек воспринимает на экране дисплея, то есть изображение некого искусственного компьютерного мира. Ланьер расширил эту концепцию - в виртуальной реальности существует возможность активно взаимодействовать с компьютерным миром. Одним из следствий этого является то, что в виртуальной реальности люди могут общаться и иным образом взаимодействовать друг с другом, а не быть пассивными зрителями. Джарон Ланьер придумал и ввёл в обиход и термин для описания представления человека в виртуальной реальности - аватара (санскр . - "нисхождение" (бога), в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле). Что касается практической реализации виртуальной реальности, если во времена Сазерленда это была несбыточная мечта, уже в 1980-х она стала вполне осуществимой. И этому в немалой степени способствовал Ланьер.

В самом начале 1980-х он основал VPL Research - первую в мире компанию, которая занималась разработкой и продажей технологий виртуальной реальности. В 1983-м Ланьер изобрёл сенсорные перчатки (datagloves). В конце 1980-х он возглавлял группу специалистов, разработавших и воплотивших в жизнь систему виртуальной реальности, к которой одновременно могли быть подключены несколько человек. Таким образом, первый шаг был сделан. В это время Ланьер активно исследует возможности виртуальной реальности - и они кажутся ему безграничными. Относящиеся к этому периоду статьи Джарона Ланьера полны оптимизма и радости первооткрывателя нового, доселе неизвестного мира. Но фундамент для виртуальной реальности ещё был далёк от завершения. Ланьер в своих философских работах отметил многие проблемы, возникающие из-за ограничений, накладываемых физическим миром. Так, например, в реальном мире невозможна мгновенная связь, поэтому в виртуальной реальности из-за временных задержек могут возникать логические противоречия и парадоксы. Кроме того, требовались каналы связи с очень большой пропускной способностью, на несколько порядков превышающей существующие на то время. Всё это было необходимо для того, чтобы связать в виртуальной реальности людей, которые в действительности находятся на большом расстоянии друг от друга.

Джарон Ланьер начал наступление на эту проблему в начале 1990-х, выступив с предложением организовать ресурсы ведущих университетов страны. Созданная коллаборация - NTI (National Tele-Immersion Initiative) - в настоящее время охватывает более 180 исследовательских организаций и университетов. Объединёнными усилиями были созданы многие технологии и инфраструктуры, послужившие основой для так называемого Интернета 2 - высокоскоростной компьютерной сети, на которой и сейчас продолжают отрабатываться технологии будущего. Первый прототип системы телеприсутствия был завершён к 2000 г., после трёх лет напряженных исследований и разработок. Очередной барьер был взят.

Параллельно с работой над технологиями виртуальной реальности Джарон Ланьер вёл исследования по многим направлениям. Многие частные вопросы послужили затравкой для размышлений, которые в конце концов привели к появлению принципиально новых идей и подходов. Так случилось с вопросами передачи информации и проблемой надёжности программного обеспечения. В своей последней работе - "Phenotropics", специально посвящённой первой теме, Ланьер развивает качественно новый подход к проблеме передачи больших объёмов визуальной информации, основанный на технологиях нейронных сетей и машинного зрения. Суть его состоит фактически в попытке сымитировать работу человеческого глаза. Биофизики давно установили, что даже в динамической обстановке поток визуальной информации, поступающей по зрительному нерву в мозг человека, очень мал, и измеряется несколькими десятками бит в секунду. Очевидно, что способ действительно эффективной передачи данных в корне отличается от традиционных протокольных методов, используемых в современных компьютерных сетях. Это и послужило отправной точкой для размышлений Ланьера.

Другая проблема - ненадёжность современного программного обеспечения и всё возрастающие объёмы его кода - подтолкнула Ланьера к поискам новых методов разработки приложений. Решение этой поблемы он видит в создании "самособирающихся" программ, работа которых будет основана не на алгоритмах, а на технологиях искусственного интеллекта.

Как и подобает всякому оригинальному мыслителю, Джарон Ланьер - яркая, неординарная личность. Работой в сфере высоких технологий далеко не полностью исчерпывается его деятельность. Начиная с конца 1970-х, он получил известность как музыкант-исполнитель, а чуть позже - и как композитор, сочиняющий камерную и симфоническую музыку. Музыка для него не хобби, не способ отдохнуть, а неразрывная часть его жизни, особый способ мышления. В своих статьях и интервью Джарон Ланьер неоднократно отмечал условность всякого разделения человеческой деятельности на категории и искусственность разграничения областей знания. Многие его музыкальные произведения имеют скрытый или явный философский смысл; музыка для него - это только форма, в которой можно выразить свои чувства, мысли, идеи. Возможно, именно поэтому Ланьер предпочитает "новую" (авангардную) классическую музыку, для которой вообще характерна насыщенность мыслями и сложность, неоднозначность трактовки. Первоначально Джарон играл только на пианино, но потом его интерес распространился и на другие инструменты, особенно из различных стран Азии. Сейчас у него огромная коллекция самых экзотических музыкальных инструментов со всего мира. В последнее время Ланьер стал использовать электронные инструменты и размышлять о возможности связать музыку и своё наибольшее достижение - виртуальную реальность.

Занимаясь разработкой систем виртуальной реальности, Джарон Ланьер столкнулся с проблемой высококачественной визуализации графических образов. Со временем эта проблема была решена, когда появились цветные дисплеи высокого разрешения, разработанные не без его участия, и достаточно мощные компьютеры для качественного рендеринга (такие как Onyx и Octet от SGI). Но интерес Ланьера к компьютерной графике сохранился. Для него это была очередная форма самовыражения. Сейчас его рисунки и картины, созданные исключительно с помощью компьютера, выставлены во многих музеях и картинных галереях Соединённых Штатов и Европы.

Вполне понятно, что такой человек не мог не привлечь внимание. Ещё в середине 1980-х гг. Джарон Ланьер стал культовой фигурой. Но интерес к его личности среди широкой публики был относительно поверхностным, а значение многих его идей вообще будет в полной мере оценено, вероятно, лишь в будущем.

Идеи Ланьера, его взгляды не всегда правильно истолковывались и находили всеобщую поддержку. Так, его высказывания по политике борьбы с незаконным копированием и продажей аудио-CD и DVD вызвали острую критику со стороны некоторых компаний Звукозаписывающей Ассоциации Америки. В своём заявлении Ланьер высказал предположение об ошибочности любых мер, предпринимаемых для борьбы с пиратами: решение подобных проблем следует искать не в постоянном изобретении всё более жёстких законов и поправок к ним, усиливающих наказание, а в выработке нового механизма взаимоотношений исполнитель - аудитория, более соответствующего грядущей информационной эпохе. И всё же Джарон Ланьер сейчас не может пожаловаться на недостаток внимания к его идеям и к нему самому. Достаточно отметить, что 1999 году компания Sun Microsystems приобрела у VPL Research пакет патентов, относящихся к разработкам виртуальной реальности и 3D-графики, а сам Ланьер имеет членство во многих престижных деловых организациях, таких как World Economic Forum, Global Buisness Network и др.; он вошёл в число 1000 наиболее креативных людей Соединённых Штатов, а Британская Энциклопедия включила его имя в список 300 наиболее выдающихся изобретателей.

Таким образом, имя Ланьера уже вошло в историю. Но вряд ли стоит упоминать его только в прошедшем времени. Для всех начинаний Джарона Ланьера характерно стремление уйти с проторенных дорожек, избавиться от схемы, шаблона. С начала 1980-х он упорно и планомерно развивает свою концепцию виртуальной реальности как трамплина для будущих свершений, но пока о ней можно говорить как о некой возможности, пути, по которому пойдёт дальнейшее развитие технологий. Джарон Ланьер верит, что текущее десятилетие окончательно определит контуры информационной эпохи, поэтому он в постоянном поиске новых идей, и не исключено, что его будущие разработки и идеи будут не менее революционными и значимыми.

А теперь, под конец, откроем самый удивительный секрет: человек, который по праву считается одним из наиболее оригинальных и глубоких мыслителей своего поколения, большую часть своих знаний приобрёл путём самообразования и не имеет никаких академических степеней. Истинное образование и дипломы - далеко не одно и то же.

Бизнесмен, учёный, музыкант, художник, философ - совмещение стольких профессий в одном человеке ещё каких-нибудь 50 лет назад было бы невозможным. Информационная эпоха изменила положение. Появление компьютера как универсального инструмента для обработки информации многократно увеличило информационную "пропускную способность" человека, а новый подход к представлению и способам работы с информацией, в частности, создание виртуальной реальности, будет, вероятно, тем фактором, который выведет мышление на качественно новый уровень, позволит человеку проявить свою наиболее сильную природную способность - образное, визуальное мышление. Возможно, уже в ближайшем будущем подобная универсальность станет обычным явлением, а умение находить оригинальные решения проблем и мыслить нестандартно будет отличительной чертой всякого мыслящего человека. Тогда информационная эпоха станет началом эпохи подлинного Ренессанса Разума - временем очередного взлёта человеческого гения.

Previous post Next post
Up