всем хочется дизайну, но не всегда понятно, как им пользоваться.
сейчас уже достаточно много функционирующих дизайнеров имеют проф. образование. что и позволяет проследить сложивщуюся ситуацию "от истоков" ;)
в большинстве известных мне ВУЗов, выпускающих дизайнеров (не говорю сейчас о графическом и веб-дизайне, только прикладной), меня смущает практический подход к проектированию. как результат образования.
подходы.
на одной кафедре, например, акцент делают на формулировании концепции. буквально все ресурсы вкладывают. чтобы концептуальность проекта (основная идея, ассоциативный ряд, аксессуары как харАктерные элементы..) прямо таки била в глаз. и соответствовала. и визуализация - красивая, вызывающая даже. все.
*пример. задача: кофейня. реализация: все в коричневых тонах(цвет - он же ассоциативный ряд: кофейных зерен, кофе с молоком), аксессуары: кофемолки, зерна, мешки из-под, этнические причиндалы из мест традиционного выращивания и т.п. знакомо?
в другом известном мне случае, подход "дизайн дизайнерский" - необычные формы, не всегда понятные ассоциации, нетрадиционное использование материалов, очень красиво и сразу в материале. пользоваться, правда, не всегда удобно и не всегда понятно, как.
*пример. ванная комната, эко-направление. реализация: гладкие стены из натуральных облицовочных материалов(гранит, мрамор ;)) рукомойник нелинейных форм в виде цветка или морской раковины... из дерева (ну а из чего еще делать такие нелинейные экологические формы?). потолок стеклянный. из бутылок, например...
еще часто попадаются случаи, когда итогом пректной деятельности есть некоторый визаулизированный набор составляющих (коллаж или сразу распланированное 3Д), набранный по готовым каталогам продукции. вроде бы, все грамотно. и сразу понятно, в каком стиле, гамме, материале будет реализовано.даже без генеральной концепции, а просто в виде приятной глазу картинки.
*пример. практически любой интерьер из журнала.
проблемы.
все эти подходы вполне обоснованно ориентированы на визуальную подачу. чтобы заказчик сразу понял, какую именно красоту он покупает. и чем больше документации, тем убедительнее обоснование гонорара дизайнера. это реальность. но не вся. и мы не говорим о планировочных решениях, предполагая, что все особенности учтены и предложенный дизайн удобно расположится в пространстве.
в первом случае, реальность наподдает в виде конкуренции. если уж владелец озаботился дизайном интерьера, то он хочет как-то отличаться от себе подобных, хотя бы, чтобы расширить возможности привлечения посетителей. если же речь идет о частном интерьере, то нетиповой и небанальный дизайн - это средство определенного самовыражения (заказчика, а не дизайнера!), необходимое для наиболее комфортного дальнейшего существования.
претензии ко второму подходу понятны сразу:неудобно. и даже если продумать до конца все прикладные аспекты, реализация таких проектов обычно очень недешева. нестандартные работы, нешаблонные формы, дорогие материалы..
в третьем случае, реальность настигает нас при банальной попытке приобрести все указанные в проекте составляющие. их может не быть, или именно Эти стоят существенно больше заложенных в бюджет денег. а другие похожие - дешевле и в наличии - намертво ломают всю концепцию. потому что другой материал. или отттенок, из-за чего придется и все остальные цвета подбирать заново. и даже вполне реально. но результат к изначальному проекту будет иметь мало отношения.
перый подход мне кажется понятным, не всегда функциональным, но уж точно приближающим нас к понятию "типового".
два других подхода объединяет некая неозвученная, но обязательная потребность в неограниченном бюджете. как основном гаранте реализации проекта в нетронутом виде.
с точки зрения потребителя дизайна,
первый - часто встречающиеся фрагменты реальности, уже "замылившие глаз".
второй - выставочный.
третий - только для финансовых возможностей "сильно выше среднего"
куда девать всех остальных людей, желающих красивой и удобной жизни, соответствующей их мироощущению и финансовым возможностям?
поиски выхода.
может, я скажу очевидные вещи, но я часто сталкиваюсь с результатами дизайна, как бы проигнорировавшего одно или большинство следующих положений:
- планировочные решения, основанные на реальных возможностях пространства и функциональном его использовании - самая ответственная и важная часть проекта, которую дорого и непросто изменять, начиная с определенного этапа. декорирование и подбор готовых объектов - вторично по отношению к планировке и не должно ей противоречить.
- моя практика показывает, что практически любой, не искушенный в дизайне человек, готов услышать разумную аргументацию. если специалист доступно излагает свои мотивы, приводит примеры и не ленится проработать внезапные желания заказчика в рамках общей идеи, всегда можно прийти к компромиссу.будет и красиво, и обязательно с перламутровыми пуговицами (с)))
картинки - это хорошо, но чем меньше в них конкретики в отделочных матералах и предметном окружении, на начальном этапе, тем лучше. вам же потом все это искать.
- страшная реальность наступает в виде исполнителей (прорабов и бригад), которые часто знают, "как лучше", "как красивее" и"кто так делает?", не говоря уже об ужасе взаимодействия их между собой. сочувствую всем. руководитель проекта (дизайнер, заказчик или специальный отдельный для этого человек) должен очень хорошо представлять себе всю физику процесса, тех.задание и уметь твердо, но вежливо убеждать людей. и не лениться следить за исполнением, так как уже утвержденный образ действий может на практике внезапно приобрести свои мотивы - и окончательный результат может оказаться неожиданным. самое важное - подобрать исполителей, умеющих работать именно с теми материалами, которые заложены в проект. и предоставить им план действий в максимально доступной фоме. чтобы без разночтений.
- когда заказчик и дизайнер присматриваются друг к другу на предмет дальнейшего сотрудничества, очень важно для обеих сторон быть максимально честными в определении взаимных обязательств и пожеланий. чтобы потом не возникали внезапные претензии, как по обязательствам (кто что и кому был должен), так и по реализации(а я думал это будет..как-то иначе).
- последнее - традиционно: ремонт (строительство и пр.) - это интересно и весело. особенно если в хорошей компании. давайте же веселиться! ;)
и картинка для настроения, из нашей первой квартиры (практически, шалаш):