Сегодня в рамках оперной рубрики поговорим о Римском-Корсакове. Относительно недавно делал доклад о композиторе на концерте одного клуба, выкладываю свой доклад как есть. А слушать мы сегодня будем "Песню веденецкого гостя" из оперы "Садко" в исполнении Павла Лисициана. Песня эта менее известна, чем Песня варяжского гостя или Песня индийского гостя, но я её люблю больше остальных. "Синее море, синее небо..." Это было бы сейчас совсем не лишним...
* * *
Николай Андреевич Римский-Корсаков - одна из тех гениальных личностей, которая не просто отражает эпоху, но без которой эта эпоха могла бы вообще не состояться. Он прожил 64 года, в течение которых русская музыкальная школа превратилась из крошечного острова среди океана европейской музыки в обширный континент, достойный размерами и величием самой России. Роль, которую сыграл Римский-Корсаков в становлении и расцвете русской музыки, поистине огромна. И дело не только в колоссальном музыкальном наследии, которое оставил после себя композитор. Римский-Корсаков - педагог, ставший наставником для целой плеяды русских композиторов, таких как Александр Глазунов, Антон Аренский, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Александр Танеев. Это чиновник и общественный деятель, в разное время занимавший такие должности как инспектор военных оркестров флота, директор бесплатной музыкальной школы, помощник управляющего придворной певческой капеллой, где он работал вместе с Балакиревым. Римский-Корсаков - самая весомая фигура так называемой «могучей кучки» - кружка композиторов, в который входили Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи и Римский-Корсаков. Он закончил и оркестровал оперы Мусоргского и Бородина, да и сам оставил наследие, которое многократно превышает объём написанного всеми остальными членами кружка вместе взятыми. В активе Римского-Корсакова - 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, инструментальные концерты, кантаты.
Римский-Корсаков родился в 1844 г. в г. Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале пошёл по стопам своего старшего брата Воина Андреевича и избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Знакомство в 1861 г. с Милием Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». Эскадра военных судов поддержала северян в гражданской войне в Соединённых Штатах. Благодаря, наверное, этому путешествию, образ моря так ярко представлен в произведениях композитора. По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело погрузился в музыкальную жизнь могучей кучки под руководством Балакирева.
Все члены могучей кучки были дилетантами. Это был кружок амбициозных и очень талантливых молодых людей, которые беззаветно были преданы делу развития русской музыки, но, как это было модно в реформаторские 60-е годы XIX века, с лёгкостью ниспровергали былые авторитеты. Так, например, Моцарт и Гайдн считались устаревшими и наивными; Бах - окаменелым, музыкально-математической и бесчувственной натурой, сочинявшей как какая-то машина. Шопен приравнивался Балакиревым к нервной светской даме.
Первым крупным сочинением композитора стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
Как признаёт Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», на момент, когда он стал профессором инструментовки, он был полным дилетантом в инструментовке и в теории музыки. Осознание этого факта заставило его усиленно заняться самообразованием, изучением контрапункта и искусства фуги на примерах сочинений Палестрины и Баха. После этих занятий взгляды Римского-Корсакова серьёзно изменились. Вот что он пишет в своей «Летописи»: «Я стал высоко чтить гений Баха. Палестрина и нидерландцы тоже стали увлекать меня... Пожалуй, это даже остроумно: для красного словца не пожалеть и отца... Но во время моих занятий Бахом и Палестриной всё это стало мне противно; фигуры гениальных людей показались мне величественными и с презрением глядящими на наше передовое мракобесие».
Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский-Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение - оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. В своём творчестве он обращался к исконным языческим русским образам.
Римский-Корсаков был весьма счастлив в браке. Его жена - Надежда Николаевна Пургольд, пианистка, композитор и музыковед. У них родилось 7 детей. С возрастом композитор писал всё больше и легче. Вот как он пишет в 1897 г. своему другу Кругликову о том, что написано за одно только лето: «Известие о том, что я сочинил 39 романсов и оперу "Моцарт и Сальери", действительно, ложно, ибо я написал 40 романсов, 2 дуэта, "Моцарт и Сальери", кантату для сопрано, тенора и хора с оркестром "Свитезянка", да сверх того, трио для ф-п, скрипки и виолончели... Переехав в Петербург в сентябре, написал ещё кое-что - скажу после. Вы, вероятно, удивляетесь? Но удивительного ничего нет, так и быть должно. Уже тридцать лет прошло с тех пор, когда писалось Стасовым, что в 186.. таком-то году русская школа выказала оживлённую деятельность: Лодыженский написал 1 романс, Бородин кое-что задумал, Балакирев собирается что-то переделать и т.д. Пора это бросить и пойти нормальной художественной дорогой..." Сохранившаяся в архиве Р-К тетрадь показывает, что в течение июля и августа 1897 г. композитор, помимо всех этих сочинений, систематически упражнялся в писании фуг и прелюдий и производил анализы фуг и прелюдий Моцарта и Баха.
Римский-Корсаков - автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии. Он также издал сборник "Сто русских народных песен", которые собственноручно собрал и переложил для голоса и фортепиано.
Click to view