Многие думают, что опера - нечто старомодное и унылое, где герой может долго ходить по сцене и петь с кинжалом в сердце, где девушек играют толстые зрелые женщины, где поют чаще всего на итальянском и французском, а не на продвинутом английском, а когда поют по-русски - всё равно ни черта не разобрать.
Всё это и так, и не так.
Да, было время, когда в опере преобладали античные сюжеты, а о драматической игре вообще не помышляли. По сцене ходили картонные персонажи, главная задача которых была красиво выпевать сложные фиоритуры. Но со временем революционные веяния пришли и в этот консервативный жанр, в опере стали обыгрывать современные сюжеты. В XIX веке опера стала поистине народным и мегапопулярным видом искусства. Это была самая настоящая попса того времени. Сравнив с уровнем современной популярной музыки, можно сделать однозначный вывод, что за прошедшее время в деле духовной и эстетической деградации человечества достигнуты определённые успехи.
Опера - самый крутой вид искусства, потому что он включает в себя всё: музыку, пение, драматическое искусство, живопись и сценографию, поэзию, танцы - короче, всё. Это поистине синтетический жанр.
Да, иногда здесь поют с кинжалом в сердце, но это законы жанра, и выглядит это ничуть не глупее, чем супергерой боевика, которого весь фильм убивают, но он остаётся живее всех живых и ещё умудряется плоско шутить, глядя в дуло направленного на него пистолета. Каждому своё, но, на мой взгляд, у смерти на краю куда уместнее петь, чем шутить.
Да, иногда партии молоденьких девушек поют толстые зрелые женщины. Но, во-первых, это далеко не всегда так, а во-вторых, я предпочту Монсерат Кабалье и Лучано Паваротти любым рок, поп и прочим звёздам прошлого, настоящего и будущего, потому что первые возвышают дух, а вторые - его в лучшем случае не трогают, в худшем - разлагают.
В операх чаще всего поют на итальянском, французском, немецком и русском языках. Да, такая традиция - петь на языке оригинала. Но эта проблема в современном театре решается просто - электронной бегущей строкой над сценой с синхронным переводом. Почему не поют на английском? Потому что Англия за всю историю существования не родила ни одного приличного композитора.
Сегодня слушаем арию Царицы Ночи из «Волшебной Флейты» Моцарта в исполнении аутентичной немки Дианы Дамрау. Это трэш. Это пробирает до самого мозжечка.
Click to view