![](http://ic.pics.livejournal.com/ilgon/4837461/1832/1832_300.jpg)
Когда множество разных людей, не сговариваясь, начинает совершать одно и то же действие, это не может не вызывать интерес со стороны пытливого наблюдателя. Почему относительно недавно (каких-то лет тридцать назад) люди ходили в штанах и юбках разного фасона, а сейчас все, как один, - в джинсах, не взирая на возраст и пол? Почему вдруг в один из дней люди вываливают на «акции протеста», хотя буквально за день до того все сидели на попе ровно?
И важно даже не «почему» - ведь причин, чаще всего, несчётное количество, выбирай на любой вкус. Гораздо важнее ответить на следующие вопросы:
1. Как эта новая мода характеризует состояние общества?
2. К чему она может привести?
Сегодня подвергнем препарированию моду в соседнем, теперь уже не братском государстве на покраску всего и вся в цвета национального флага. Сейчас уже сложно сказать, как и где всё началось. Возможно, это была судорожная реакция на обилие российских триколоров в Крыму и на Донбассе весной первого года Перемоги Майдана. В дни, когда казалось что всё самое страшное уже позади, а Небесная Сотня - последняя жертва на пути к светлому будущему, вдруг оказалось, что «не всё так однозначно».
Российский флаг на улицах украинских городов стал визуальным, цветовым воплощением того, что революция в смертельной опасности. Естественной реакцией стало желание пойти стенкой на стенку, дать свой ответ доморощенным ватникам и чужеземным колорадам: разом нас багато, нас нэ подолаты. Идея взять в руки кисть и два ведра краски, однажды материализовавшись, вихрем пронеслась по стране и была поддержана руководством на местах. Так, мэр Киева Кличко
поручил городской администрации поддержать акцию общественных активистов.
Собственно, национальный флаг во многом для того и существует, чтобы люди размахивали им в дни праздников, побед или тяжёлых испытаний. Тем более, на Украине налицо были и праздник (народовластия), и победа (Майдана), и тяжёлое испытание (бегство Крыма и буза на Донбассе). Удивительно другое. Почему бы не ограничиться флажками, транспарантами и футболками, как это происходит в любой другой стране? Зачем нужно было пачкать стены, заборы, детские площадки и урны? Возможно, я ошибаюсь, но подобная практика - это ноу-хау именно украинского патриотизма.
Попробуем ответить на поставленные выше вопросы.
Как мода на покраску всего и вся в жёлто-синие цвета характеризует состояние украинского общества?
1. Есть международное слово для обозначения наскальных и настенных рисунков - граффити. Граффити первобытных людей сохраняют и изучают археологи. С граффити, которые оставляют современные дикари, борются милиция и дворники. Уже стала классикой история того, как новый директор нью-йоркской подземки в середине 1980-х годов Дэвид Ганн резко снизил преступность в метро, начав свою борьбу с регулярного уничтожения граффити. «Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся» - считал Ганн. Этот феномен получил название «Теория разбитых окон». Испачканные стены, разбитые окна и мусор на улицах дают чётких сигнал окружающим людям: за порядком здесь никто не следит, поэтому нет смысла его соблюдать. Граффити всегда был признаком заброшенного места, депрессивного района. Это признак упадка. Рисование граффити - удел необразованной молодёжи и профессиональных безработных. Когда режиссёру нужно показать, что действие происходит на пустыре или в бедном квартале, первое (не самое изящное) решение, которое приходит ему в голову, - навести камеру на стену, изуродованную граффити. Можно не сомневаться, что через секунду в кадре окажется компания гопников.
Итак, рисование граффити, ещё недавно бывшее уделом маргиналов и малолеток, вдруг стало национальным трендом. Культура подростков и социальных низов вышла из подвалов и распространилась на бóльшую часть украинского общества.
Как такое могло случиться? Это легко понять, посмотрев на тех, кто делал «революцию достоинства». Массовку создавало недовольное жизнью городское население. Но активное, боевое ядро протеста во многом состояло из футбольных фанатов, которые вдруг превратились в ярых патриотов. Фанатские клубы оказались «производствами двойного назначения»: в мирное время они концентрировали в одном месте как раз те слои населения, которые склонны к рисованию на стенах, а в нужный момент эти клубы переформатировались в группы боевиков. Также ядро Майдана состояло из профессиональных революционеров - участников националистических и откровенно нацистских организаций, регулярно проходивших подготовку в специальных лагерях. Социальный состав этих организаций не сильно отличался от фанатских клубов. Стоит ли удивляться, что самая активная часть Майдана вместе с победой принесла в массы свою субкультуру? Агрессивные кричалки стали звуковым фоном новой Украины, только вместо названий клубов новоиспечённые «херои» стали орать «Слава Украине». Аналогично, привычка размалёвывать стены вышла за пределы ограниченной группы маргиналов и распространилась на всю страну.
По иронии судьбы одним из воплощений Зла на Майдане были мифические «титушки» - люмпены, якобы свезённые с Востока Украины для борьбы с революцией. Им противостояли чистые душой юноши и девушки, которые хотят свободы, справедливости и в Европу без виз. На деле оказалось, что главный культурный тренд в новой Украине задаёт люмпенизированное стадо. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.
2. Страсть к малярному ремеслу обнажила ещё одну важную характеристику среднего украинца: инфантилизм и магическое мировосприятие.
Потратить огромные в масштабах страны средства на столь бессмысленные мероприятия в условиях, когда в стране кризис и война, - это сильный ход. Это как если бы 22 июня 1941 года молодые люди вместо того, чтобы отправляться на призывные участки, массово бы начали закупать краску для занятий уличной живописью. Не удивительно, что так называемые «мобилизации» прошли ни шатко ни валко: если первую волну народ ещё не игнорировал, думая, что война - это такая компьютерная стратегия, только круче, то следующие волны оказывались всё более провальными. Весь патриотизм ушёл в краску и в отправку платных СМС «в помощь армии». По-настоящему воевать за Украину мало кто пожелал.
Магическое мировосприятие проявляется в том, что реальные дела заменяются некими ритуальными действиями, которые не имеют к решению проблемы никакого отношения. Когда весной стало ясно, что далеко не все жители Украины поддерживают государственный переворот, новая власть, вместо того чтобы объявить общенациональное примирение и наладить диалог между Востоком и Западом страны, начала действовать по принципу «Победителю - всё, проигравшему - ничего, кроме презрения». Но зато экраны, стены и баннеры запестрели мантрой «Единая страна», которая в условиях начавшейся «АТО» могла быть воспринята по другую сторону баррикад только как издевательство.
Покраска стен в цвета флага явилась также своего рода магическим оберегом: там, где в глазах рябит от жёлтого и синего, врагу не пройти, он должен будет смириться перед величием украинского духа, как чёрт сделался тихим и покорным от крёстного знамения кузнеца Вакулы.
3. Следующий пункт - следствие описанного выше тотального инфантилизма. Граждане Украины, поддержавшие Майдан, кое-как представляют, чего они хотят, но не имеют ни малейшего представления, как этого добиться. Более того, судя по деятельности нового руководства страны, этого понимания нет и на самом верху. Приходится разумную деятельность заменять её бурной имитацией, действовать по принципу: «Не знаешь - что делать? Делай хоть что-нибудь».
Вспоминается мультфильм «Вовка в тридевятом царстве». Там профнепригодный царь, чтобы не прослыть тунеядцем, красил заборы. Очевидно, у этого царя полностью отсутствовало понимание, что и как он должен делать на своём посту. Так и здесь: одни красят заборы, другие строят стену на границе с Россией, третьи ловят шпионов с кинжалами и удостоверениями ФСБ в кармане, четвёртые в рамках «люстрации» кидают женщин в мусорные баки, и все вместе горячо любят нэньку Украину.
Во что выльется весь этот лакокрасочный порыв?
А будет вот что. Всю зиму вместе с развалом остатков экономики будут блекнуть и трескаться жовто-блакытные граффити. К весне они будут иметь самый неприглядный вид: жёлтый и голубой цвета приобретут омерзительные грязно-серые оттенки, краска во многих местах облупится. Понятно, что никто эту живопись обновлять не станет: мода пройдёт, да и не до того будет. И вся патриотическая раскраска станет тем, чем она являлась с самого начала - мазнёй взбунтовавшегося люмпена и недоразвитого подростка, актом самовыражения людей, способных только гадить на стенах и выкрикивать дебильные речёвки. Эти граффити станут олицетворением краха государства. Но самое главное, что произойдёт весной: грязные прошлогодние картины заставят обывателя презирать основной символ государства - национальный флаг. Поразительно, почему патриоты, с упоением работавшие кистями на улицах всё лето, не потрудились задать себе простые вопросы: как их художества будут выглядеть следующей весной? Какое впечатление они будут производить на людей, когда краска потускнеет и осыплется? Не будет ли это надругательством над флагом страны и, в целом, над Украиной?
Есть ещё один аспект проблемы. Как подтвердили
эксперименты голландских социологов в рамках проверки Теории разбитых окон, нарушение одних норм общественного порядка (например, пачканье стен) ведёт к тому, что люди, в том числе и вполне добропорядочные, чаще нарушают другие общественные нормы, к примеру, больше мусорят. Не удивлюсь, если возле настенных полотен будут образовываться стихийные свалки.
Таким образом, если на кратких временных интервалах боевая раскраска стимулирует взлёт патриотических чувств, то в долгосрочной перспективе следы этого творчества способствуют росту общественного нигилизма, увеличению разрухи и хаоса.