О целевой аудитории Букеровских кандидатов

Aug 26, 2020 11:00

Продолжаю читать сэмплы букеровского лонглиста 2020. Едва отложила недочитанный The Shadow King Маазы Менгисте (из Эфиопии), как следующий автор - Цици Дангарембга (во, какой пошел коленкор). Она написала This Mournable Body о безработной, немолодой и несчастной родезийке по имени Тамбудзай. В нынешнем лонглисте сплошь авторы-женщины, что для меня (как для читательницы) вроде как хорошо: с женскими авторами должно же быть нечто общее, в силу наличия гендерных признаков хотя бы. Только ничего общего нет с теми, чьи сэмплы читаю сейчас (и даже гендер не в счет): все чужое, иной бэкграунд, слова незнакомые, значения которых ни встроенный дикшинари, ни даже Wiki не передает, декорации, с которыми ничего не могу сопоставить из своего окружения (скудного, в силу не слишком богатого опыта: мало выпало на долю мне путешествий по Африке, но винить в этом некого, кроме самой себя). Не могу оказаться “внутри” текста, не могу проникнуться внутренним миром его героинь, и не потому что не хочу, или из-за предрассудков каких-то еще - просто не получается.

Из этих авторов кто-то ведь наверняка в шорт лист войдет (если даже не победит). Потому что политкорректно: Black Lives Matter нынче особенно в тренде, да еще сделать так, чтобы читатели (я и мне подобные) поняли, каково это быть в “шкуре”, то есть в мини-юбочке чернокожей девчонки-подростка в Америке, или в тюрбане женщины-воина за права африканского народа, или в туфлях Тамбудзай (они у нее европейского производства и называет она их “Lady Di”). И войдут они в шорт лист Букера не потому, что произведения эти написаны лучше других, представленных в лонглисте, или хотя бы с попыткой их сделать понятными для читателей, лишенных какого-то опыта, даже если он горький и заслуживает сострадания не только от тех, у кого есть похожий. Именно для них: своих, чернокожих, несчастных сестер написаны эти книги - вряд ли для кого-то еще, что, в принципе, так иронично: предвзято замечу, что большинство тех “сестер” книг-то и не читают почти. С другой стороны, к чему было им читать книги, написанные не про них, а про тех, у кого, скажем, белая кожа, корни в Европе, гены иные, культура иная, образование есть то, без которого книг не читать невозможно.

Все же понятие “целевая аудитория” придумано кем-то неглупым, но вот если лауреатом Букера (исторически европейского, то есть начатого в ЮК), чьи читатели в подавляющем большинстве - это люди, пардон, белые с интересом к жизни, скорей, все же белых людей, станет вдруг “Тамбудзай” (иль Мааза Менгисте, к примеру), то и понятие это, пожалуй, утратит смысл.

буки

Previous post Next post
Up