Кто тут не в курсе, что я когда-то оканчивала педагогический? Значит, сегодня и мой праздник, типа. Ну в а нашем институтском чате на Вотцапе - с утра гифки с тиктоками, как из рога изобилия. Я тоже видосик отправила им - с сегодняшним поздравлением Путина. А чем плохо? Во всяком случае, над моим сообщением нет пометки «forwarded many times», как над теми, что прислали мои бывшие однокурсницы.
Интересно, чем нынче они зарабатывают на хлеб. В основном ведь училки английского. Им китайский уже вряд ли выучить, чтоб на пенсии подрабатывать репетитором у каких-нибудь «маленьких членов», а часы «уроков о важном» небось ставят в нагрузку теперь каким-нибудь более молодым, перспективным. Но мои однокурсницы не унывают - гифки шлют на «день учителя». И не важно, чему учат в школе, и какие предметы дают шанс подработать в частном порядке, был бы повод отметить «день» чей-нибудь. «День учителя» не хуже, допустим, «дня доярки» или «дня продавца», был бы повод отметить хоть что-нибудь, был бы повод.
Сегодняшний - это, может, к тому же и повод вспомнить тех, кто нас чему-то учил. Не все еще поводы обесценил Путин. Например, мне вспоминается больше всех из моих учителей Зоя Михайловна. Она учила меня литературе и русскому. Два года всего-то учила, в четвертом и пятом классах, а вспоминается так, как положено и как хочется вспоминать, больше всех других моих учителей, с которыми, в целом, мне повезло, может, больше, чем многим.
Зоя Михайловна свои два предмета любила и знала - досконально. Но была строгой, придирчивой, иногда до такой степени, что ее даже считали злюкой. А в действительности... если она и была злым человеком, то, мне кажется, в жизни ее было много такого, что ту злость ее объясняет. Тем не менее, «злой» случалась она на уроках, когда ей приходилось работать с тупицами, а на внеклассном кружке русского языка, который она же и организовала для хорошо успевающих в этом предмете, добрее ее человека не было. И как интересно там было! Какие знания она вбила в нас всего-то за два года, что за последующие пять никаким другим синекурщицами по предмету их так и не удалось выкурить.
Мы, ученики ее из одного класса, оценили ее по достоинству, когда русский и литературу у нас стали вести другие (фамилий-отчеств не помню). Конечно, цветы нашей Зое Михайловне мы носить продолжали и после. И не только на день учителя. На ее дни рождения, на женский международный, на первое мая, на первое сентября, на конец учебного года... Почему не могли принести ей цветов в любой другой день, почему обязательно нужен был повод какой-то? Не знаю. Уж так устроены мы, значит, что даже для этого воспоминания мне повод понадобился - день, видите-ли, учителя.
Однажды мы с одноклассниками пошли с цветами не в учительскую и не в школьный кабинет, где она вела уроки, а к ней домой. Все знали адрес, где жила Зоя Михайловна: во флигельке двухэтажном, прямо на территории школы. На первом этаже флигелька располагались подсобные помещения для хранения всякого инвентаря, на втором - жила Зоя Михайловна с сыном в крошечной каморке, а две другие - такие же крошечные занимали уборщицы нашей школы. Она жила там все те годы (семь лет), что я училась в той школе, другой квартиры ей не предоставляли. Сын ее вырос, затем он ушел в армию, а она так и жила в той каморке. И вот мы пришли по тому адресу к ней с цветами.
Очень смутил наш визит Зою Михайловну, помню. Мало того, что она приболела тогда (потому-то и не могли мы в тот день найти ее в школе), так еще и войти к ней в каморку нам не позволила. Чтоб ее ученики, проживающие в том микрорайоне новостроек в квартирах - пусть почти все без роскоши, но зато со всеми удобствами, не могли видеть, в какой нищете жила их любимая учительница.