Сон и мат

Sep 06, 2024 18:52


Ну вот, опять в ЖЖ админ сменился и тут же ввел новый запрет. Теперь под угрозой блокирования блогов нельзя использовать не только то, что козел Фрэнк сочтет «дискредитацией армии» или «пропагандой ЛГБТ» (в том числе, пренебрежительное отношение к президенту РФ), но и нецензурную лексику. Тут же в ЖЖ вернулись блогеры, которые раньше закрыли свои журналы вполне добровольно из-за того лишь, что матерщинников в комментах терпеть не могли, а теперь их тут нет.



Проснулась в холодном поту.

Нет, я не настолько расстроилась бы из-за такого запрета в реале, что вышла бы на протест под эгидой «свободы слова» или сама свой ЖЖ сразу закрыла бы, вместо того, чтоб общаться с ханжами, которых от мата коробит. Я и сама терплю его не всегда, не везде, не у всех, it depends.

Не теплю тех, кто иных слов не признает, лишь использует матерный вокабуляр, не настолько обширный притом, чтобы россиянам давать лишний повод для скреп, дескать, русский мат - самый древний, самый изысканный, уж тем более, если носитель не способен с ним ни склонять, ни спрягать.

Не терплю, когда тот, кто других слов как раз знает много и имел по русской грамматике «пять», но ругательство матом произнося, издает такой жуткий заряд, что сбежать хочется или заплакать, даже если эмоции произносящего направлены не на тебя. Это тип людей, которым мат ну совсем не идет. Муж мой кстати в их числе, а вот свекр покойный (отставной офицер) был как раз - наоборот: тому крайне шел шутливый его матерок.

Не люблю (хоть могу терпеть), когда люди без всяких зарядов мат используют часто не к месту - чисто так, запанибрата или ради красного словца, и не видят, не слышат того, что «словцо» это их речь украшает сомнительно.

Но люблю, да, люблю (моралисты, простите), когда кто-то матюкается с юморком, органично, беззлобно, красиво, уместно - правда, случаи эти редки. А еще понимаю и принимаю душой, когда у людей вполне грамотных и с хорошим запасом слов не хватает все же иных, чтобы метко выразить что-то. Даже если найдутся синонимы, но они не попадут в нужную точку и без мата так, как хотелось бы, совершенно не прозвучат.

Высший класс мата художественного - где-то шутливого, где-то серьезного, но всегда непременно в тех случаях, где его ни заменить, ни убрать, - это Василий Аксенов. Ох, будь я писателем, то по стилю хотела бы походить на Аксенова больше всего. Но в этой жизни стать писателем мне уже не дано, и хоть мой мат - не всегда художественный, но мой блог без него будет что-то не то.

Я использую мат, и не то что оправдываюсь, а просто... просто очень хочу рассказать.

До своих тридцати восьми с хвостиком (то есть более двадцати лет назад) я вполне была тем, что уместно  назвать словом «ханжа». Меня коробили не только ли самые что-ни-на-есть матерные, но и любые нейтральные вроде слова, обозначающие половые органы или физиологические процессы. Эвфемизмы - было все мое.

А потом мама моя умерла. Ву-а-ля - и я сразу заматерела. То есть, заматерилась я. Не потому, что потеря ее так сказалась на мне, не от чувства несправедливости, что она умерла относительно рано и очень мучительно, а потому что мама, в отличие от ханжи-меня, материлась со вкусом всю  жизнь и была как раз в числе тех людей, что могли это делать изящно. Той способности выражаться она не утратила до последних часов своей жизни; мы с прочими близкими, находясь у ее смертного одра, животы надрывали лишь от ее юмора с матерком. И как он, о боже, облегчал нам минуты те... Сознавала ли мама, тяжко больная, насколько она в те минуты нас поддерживала сама? Может, да, а может, и нет - просто оставалась собой, оставляла в себе ту черту, которая делала всю ее сущность столь всеми любимой, столь дорогой. Той черты она не утратила, пока не утратила речи, хотя много другого (ненужного, ИМХО) приобрела: стала более религиозной, что ей уж никак не шло.

Не знаю, откуда у мамы возникла та черта: может, опыт общения в мужских, преимущественно, коллективах, а может, сидела в генах: дед-то мой, говорят, был такой же остряк, в том же стиле. Может, их гены и мне передались, потому-то мои эвфемизмы оказались ханжеством, а словцо крепкое тут и там (когда в шутку, когда-то всерьез, если нет вдруг иных слов) - стало вдруг все мое. Понимаю, что я в таком стиле для кого-то - наоборот, ну уж тут it depends - все зависит от восприятия индивидов. В общении с кем-то я себя контролирую больше, не потому что они ханжи (или я ханжа, только наоборот), а скорее - из уважения к личности (хоть есть личности и такие, к кому именно уважение уместнее и честнее, честнее - проявить с матерком). Или из уважения к возрасту (если дети маленькие, например). Или к чьей-то религии (хоть сама-то к любой отношусь так себе, то есть, плохо, скорее, чем хорошо).

Потому-то обрадовалась, что запрет на матерщину в ЖЖ мне приснился лишь. Хотела по этому поводу написать другой, очень матерный пост,  но пока этот писала, вдохновение испарилось.

dreams, мама, reflections

Previous post Next post
Up