Гипноз

Jun 02, 2024 21:33


Читаю Марка Твена, главы из его биографии - те, что были опубликованы еще при его жизни. А полную биографию он завещал издать лишь спустя сто лет после своей кончины. Сто лет минуло еще в 2010-м, эта мощная по объему биография (где-то тысячи две страниц, если не больше) опубликована, но до сегодняшнего дня я не намеревалась ее читать - отпугивали и объем, и его стиль, местами витиеватый и, как ни крути, а весьма устаревший для современного восприятия. Но стоило мне добраться до следующего момента в опубликованных ранее главах - как задумалась: может две тысячи страниц и непростой стиль того все же стоят интеллектуальных усилий и времени, которое я, вероятно, еще смогу на них потратить.



А момент, которым я хочу поделиться (в пересказе), касается воспоминаний из его детства. Речь там идет о гипнотизере, выступавшем в Ханнибале - городе, где прошло детство Сэма Клеменса (a.k.a Марка Твена). Сэм (в ту пору подросток) ходил на те шоу в числе многочисленных прочих ханнибальцев, но гипнозу не поддавался, да и не верил в него, собственно, считал, что все поддающиеся притворялись лишь ради того, чтобы побыть на сцене. Больше всех «поддавался» Хикс - юноша честный, но бесталанный, также лишенный творческого воображения. Но за свое «поддаваемость» выступал вместе с гипнотизером каждый вечер.

Зависть к Хиксу побудила Сэма позволить себя «загипнотизировать», а его творческое воображение скоро сделало из него звезду шоу. Сэм купался в лучах славы, хоть ради этого ему приходилось терпеть разные трюки гипнотизера, типа уколов булавками тех, кто хотел проверить, правда ли, что загипнотизированные даже не чувствуют боли. Сэм видел, что Хикс, к примеру, под этот номер был «загипнотизирован» плохо: морщился и подрагивал, когда его другие кололи. А Сэм обладал и физической выдержкой: он не морщился и не дергался.

Исполняя другой номер, Сэм однажды схватил пистолет со стола с реквизитом и помчался «убивать» своего неприятеля, который сидел в зрительном зале. Публике это понравилось, она пришла в дикий восторг, но еще в больший - гипнотизер, уверявший, что этот мальчик (Сэм) настолько талантлив, что выполняет не только озвученные команды, но и посланные ему телепатически.

К окончанию гастролей гипнотизера в Ханнибале практически не оставалось людей, которые не верили бы в гипноз или считали б его шарлатанством. За исключением небольшой группы самых влиятельных, интеллектуальных и образованных жителей, пользующихся у горожан высочайшим авторитетом. Эти люди не посещали ежевечерних сеансов гипнотизера, пока кто-то их не убедил, что они того стоят. Был среди тех образованных уважаемый доктор Пик - он пришел на шоу в последний вечер гастролей, Сэм как раз был на сцене, в ударе. Появление в зале доктора Пика всколыхнуло в нем моменты из более раннего детства, когда доктор Пик приходил к их соседям, и они сидели всей компанией на веранде, вспоминали рассказы из общего прошлого - очень давнего прошлого, когда мальчика Сэма еще в помине не было.

Рассказы те были эмоционально заряженными, ибо передавали трагические случаи, особо запомнившиеся свидетелям, типа пожара в городском театре. Он был описан во всех мельчайших подробностях: и черный дым, и ревущее пламя, и обреченные глаза людей в окнах, глядящие в лицо смерти... А еще доктор Пикс рассказывал про свой дом в другом городе, где у него на воротах была дырка размером с тарелку - след от пушечного ядра во время войны за независимость. Юный Сэм Клеменс запомнил его рассказы так, будто видел своими глазами: и дырку в воротах, и пожар в театре. И вот спустя года три-четыре после того, как он услышал их, Сэм воспроизвел все детали, будучи «загипнотизированным».  Потрясенный доктор Пик поднялся и заявил во всеуслышание, что его сомнения о гипнозе развеяны и развенчивание гипнотизера в обычного лицедея и шарлатана не может иметь место: этот мальчик (Сэм Клеменс) просто не мог ни видеть, ни знать тех деталей, которые видел и пережил в своей жизни сам доктор Пик. С тех пор единственным человеком во всем Ханнибале, отрицающим гипнотизм и магнетизм, остался лишь Сэм Клеменс.

Какое-то время он упивался триумфом «звезды шоу», но вскоре ему это надоело. «Слава, основанная на лжи, скоро становится тяжким бременем». Он захотел признаться в том, что попросту надувал публику на сеансах гипнотизера, да не получилось. «Как легко заставить людей поверить неправде - и как трудно их разуверить». Оставить это дело просто так - Сэм тоже не мог, не позволяла совесть.

Спустя годы уже взрослый, известный писатель Марк Твен приехал навестить свою мать, решив облегчить перед ней свою душу. Но она его исповеди не поверила. Марк Твен был разочарован и уязвлен, что его драгоценная правдивость не нашла сбыта. Тогда он поднял руку - американский жест, свидетельствующий, что человек клянется говорить правду, только правду и ничего кроме правды...

Мать не повела и бровью. Наоборот, начала доказывать, что ее сын сам не знает, что говорит, потому что был введен в заблуждение. Она говорила, что он был в то время еще ребенок, неспособный на такой обман. В качестве примера она привела тот самый пожар и дыру от ядра в доме доктора Пика и сказала, что выдумать все это Сэм просто не мог. Он ухватился за этот шанс. Сказал, что она совершенно права: этого он не выдумал, а сам слышал от доктора Пика. Но даже и этот ответ ее не убедил. Мать ответила, что свидетельство доктора Пика тут важнее, он ведь прямо заявил, что Сэм не мог этого слышать.

Тогда Сэм выдвинул свой главный козырь - булавочные уколы. Ведь на самом-то деле они причиняли ему жуткую боль. В ответ он услыхал, что чувствовать ту боль Сэм не мог: она ведь сама там была, и лучше его самого знает, было больно ему или нет. Тут он почти вышел из себя, протянул ей булавку: «На, воткни в мою руку, я не поморщусь».

Мать не стала его тыкать булавкой, а лишь покачала седой головой и сказала просто и убежденно: «Нет, ребенком ты этого бы не стерпел. А сейчас ты мужчина и научился скрывать свою боль».

***

Вот спросите, зачем я пишу этот пересказ-многабукф, в нем что, есть какая-то мораль?

Есть. И она не в том, что родители часто не верят своим детям. Хотя и в этом тоже.

Мораль в том, что гипноз таки работает. Попробуйте-ка разгипнотизировать не только один относительно небольшой американский город, а население целой страны. И я не имею в виду Америку.

reflections, books

Previous post Next post
Up