Как это было в СССР

Dec 04, 2011 19:55

Выборы.

Во времена позднего СССР молодежь нашего НИИ из года в год работала с избирателями на подшефном избирательном участке (Зюзино, город Москва).

За каждыми 2-мя мальчиками/девочками (обычно мальчик + девочка) были закреплёны 1-2 подъезда в жилом доме. Наша задача № 1 - уточнить списки избирателей перед каждыми выборами. Из ЖЭКа получали списки официальных жильцов (по прописке) в каждой квартире. Ходили по подъезду, квартира за квартирой, звонили, сверяли списки, выясняли, кто реально проживает. Если кто-то жил в другом месте, говорили, что надо получить открепительный талон, если кто-то, кто не прописан - надо взять талон по месту прописки. Уточняли телефон, просили разрешения позвонить и напомнить о выборах. Встречали на 100% достаточно доброжелательно, все обещали прийти, или, по крайней мере, что постараются. Все замечания и пожелания (в основном, практического плана) надо было записывать и передавать руководству, потом с нами проводили совещания и говорили, что надо отвечать. Если кто-то из жильцов говорил, что не придёт по принципиальным соображениям, пытались уговорить, если не получалось - докладывали руководству комиссией, дальше - занимались они. Например, была одна семья глухонемых (не в нашем подшефном подъезде), которые на выборы прийти отказались, так как имели целый набор претензий. Я слышал, как наше руководство обсуждало, что с ними делать. Чем закончилось - не знаю.

Накануне выборов по ящикам раскладывали индивидуальные приглашения (с фамилией-именем-отчеством, адресом участка, временем голосования).

В день выборов готовили большой лист ватмана, расчерченный на клеточки, с полным списком избирателей и вешали его на стену в участке. В списке закрашивали тех, кто получил открепительные талоны. По мере голосования перечёркивали клеточки чтобы было видно, кто ещё не проголосовал. К концу дня обзванивали оставшихся и напоминали, что в такое-то время участок закроется. Пришедших узнавали и говорили спасибо, что пришли. Реальная явка избирателей при такой работе у нас была процентов 80-85.

Кстати, кабинки были со шторками, кто как голосовал и что писал в листках - видно не было. Конечно, если какой-нибудь пенсионер говорил, что ничего не видит и просит помочь - помогали, даже показывали, куда крестик ставить. Как считали голоса - не знаю, этим уже занималось руководство. Но, по ощущениям, люди были настроены достаточно лояльно, во многом из-за такой вот вежливой и постоянной опеки.

Всё, что написал, конечно, относится только к нашему конкретному участку, но, пожалуй, остальные мои товарищи-однокашники и сослуживцы рассказывали примерно то же самое.
Previous post Next post
Up