Каждое утро начинаю вместе с радио "Маяк". Очень нравится слушать не бесполезную болтовню, в которой ведущие бьют шутками ниже пояса (что уже изрядно поднадоело), а интеллектуальные дискуссии на злободневные темы, чем и отличается "Маяк" от других ведущих отечественных радиостанций. Так вот, в одной из передач "Ивановы" ведущие подняли отличную тему: "Свекла через Ё": как современные СМИ влияют на русский язык?". Тема актуальнейшая, как мне кажется. Выношу данную проблему на обсуждение, только замению СМИ на масс-медиа - более широкое понятие, в которое входит и Интернет.
Итак, как утверждал гость программы, Сергей Райский, сегодня мы 80% времени проводим под воздействием масс-медиа: радио, ТВ, наружная реклама, блоги...Конечно, такая близость, шлифуя школьные знания, не может ни повлиять на наши речь и письмо. Для доказательства разберу несколько случаев допущения ошибок.
Первый случай - PR. Так, например, в целях PRа часто используется манипулятивный прием намеренной ошибки. Среди примеров можно выделить такие слоганы: "Вессомые скидки!" (Пейджинговая компания "Вессо Линк"), «Мелион игрушек вадном доме» (магазин игрушек «Лукоморье») "АББАсолютно солнечный мюзикл!" и многие другие. Взрослый человек, на которого и направлена данная реклама, где-то, как-то сможет отфильтровать информацию, а вот детская аудитория оказывается более чувствительна к подобного рода маркетинговым инструментам. Результат - тотальная безграмотность школьников!
Блуждая по просторам Интернета, я набрела на один красноярский сайт, где обнаружила различные мнения по вопросу безграмотной рекламы. Генеральный директор одного рекламного агентства, например, высказался так: "Люди иногда допускают ошибки, чтобы тем самым люди замечали эту ошибку и запоминали. Бренд откладывается у них в голове". Но красноярские лингвисты уверяют, что в голове порой откладывается совсем не бренд. (а я бы добавила - не бренд, а бред! Люди, люди... какие люди допускают? у каких людей откладывается? Мне кажется, данный товарищ уже так заОШИБАЛСЯ, создавая рекламы, что уже не может свою речь выстроить грамотно). Еще мнение лингвиста (Анна Трапезникова, кандидат филологических наук): "Подобные названия плохо влияют на речевую компетенцию горожан. Нас формирует языковая среда. Названия, написанные с ошибками, мы начинаем воспринимать как правильные". Добавить нечего. Действительно, проезжая ежедневно мимо одного и того же баннера с грамматической ошибкой, невольно запоминаешь написание слова. Когда же появляется необходимость написать данное слово, в голове возникает путаница. В ожесточенной борьбе школьная шпаргалка-таки вырывает победное очко у рекламного щита, но это только в этот раз...
Второй случай - ошибка в речи теле- радио- ведущего. Подобное - скорее норма, чем исключение. Ежедневно мы слышим стилистические, орфоэпические, логические ошибки в прямом эфире. Такая закономерность пугает.... В советское время текст ведущего сверяли со всевозможными словарями, а за допущенную ошибку серьезно наказывали. Именно по этой причине мы можем вспомнить действительно великих ораторов, чью речь и умение излагать свои мысли необходимо брать за образец. Сегодня, к сожалению, отечественные СМИ не могут этим похвастаться. Речь ведущих порой не только неграмотно выстроена, но и наполнена огромным количеством сленговых слов, жаргонизмами. Вкупе все это порождает запоминание слушателем/зрителем и употребление неправильных лексических форм.
Третий случай - блоги. Это направление самое болезненное. От современных технологий, конечно, никуда не деться... и так уж выходит, что посты некоторых блогеров (авторитетных и не очень) порой определяют политику и стратегию некоторых организаций, которые вынуждены заводить аккаунты в социальных сетях и писать ежедневные посты. Это выглядит безумно круто, некоторые даже называют такой путь инновацией, НО! каково бывает разочарование, когда посещение блога какой-нибудь крупной организации вызывает желание БЕЗВОЗМЕЗДНО (потому что слезы наворачиваются на глаза от такой безграмотности) на день работника данной сферы подарить каждому сотруднику по словарю. Я принимаю и прощаю случаи опечатки, лишние запятые или их отсутствие - они случаются со всеми, но когда в блоге серьезной организации пишет начальник одного из отделов этой организации вполне осознанно такую фразу "Мы внедряем IT-технологии", мне становится горько. Ведь никто не просит выстраивать сложноподчиненные предложения с использованием средств художественной выразительности, достаточно просто проверить свой небольшой комментарий на предмет ошибок. Это займет не так уж много времени, но оставит приятное впечатление о написавшем и об организации в целом! Но то ли от нехватки времени, то ли от самоуверенности данные товарищи размещают в своих блогах что попадл, а нам приходится лицезреть подобные "vip-персоновские" перлы. Приведенный мною пример - не самый ужасный, возможно, кто-то сталкивался с формой пострашнее... в этом случае попрошу поделиться!
На этом позвольте откланяться до следующего поста или комментария.
P.S. Я не сомневаюсь, что особо пытливые найдут и в моем посте ошибку или опечатку, поэтому готова к критике и исправлениям (со словарями и правилами русского языка на столе), тем не менее не будем отходить от главной темы и попробуем подискутировать.