Как создавались "Бременские Музыканты". Часть 2.

Mar 08, 2014 12:36


Когда оживают рисунки.
Поскольку задания розданы сразу нескольким мультипликаторам, то совершенно неизвестно, кто из них принесёт самую первую сцену. Иногда это даже совсем не сцена, а лишь поиск походки, пластики персонажа…
На первую черновую пробу собирается вся съёмочная группа. Черновая проба называется так не только потому, что это самые первые,
черновые наброски движения, действий персонажа. Она и на самом деле чёрно-белая.
Гаснет свет в малом зале и на экране происходит чудо! Фантазии, рисованные персонажи вдруг оживают и начинают жить...

Так бывает только в мультипликации, когда герои живут только на экране, а в реальности их нет.
Только экран даёт им жизнь!
Лента чёрновой пробы склеена в кольцо и прогоняется много раз подряд. Все предельно и напряжённы. Тут же режиссёр и художник вносят свои поправки. Возникает обсуждение, споры.

Просмотры черновых проб, как своих, так и чужих - отличная школа для художников-мультипликаторов, где можно многому научиться, услышать подробную оценку своей работы и увидеть собственные ошибки.

- К сожалению, с развалом киностудии « Союзмультфильм» и появлением маленьких, обособленных, самостоятельных студий,
лимитированных средствами и временем, этот важный элемент в работе художника-мультипликатора исчезает, что, несомненно,
очень скоро скажется на качестве нашей отечественной мультипликации, если, конечно, она вообще выживёт.- отметила в своих записях Инесса Ковалевская

Постепенно, по мере готовности мультипликата к делу подключаются и цеха киностудии: прорисовка, фазовка, контуровка, заливка. Всё больше и больше студийцев трудятся над нашей картиной. Это уже не десяток, а добрая сотня пар искусных и трудолюбивых рук.

Фазовка - черновая, чистовая или на целлулоиде соединяет компоновки, которые делает мультипликатор, в единое целое, что и создаёт движение на экране.
И, наконец, заливка, когда персонажи из контурных, прозрачных, становятся полноценными, цветными героями фильма.



________________________________(заливка)

Все эти этапы работы проходят через бесконечные проверки, доделки, уточнения, чтобы на экране не было дрожащего контура или ошибки в расцветке персонажей.










Терпение, точность и аккуратность - таков девиз цеховой работы. Только эти качества поддерживали высокий профессиональный уровень отечественной мультипликации.
Создание мультфильма - ручная уникальная работа. Была…


К финалу фильма наступала особенно горячая пора, оставались вечерами и работали в выходные. На помощь спешили другие группы, ведь они знали, что им помогут так же.
На студии много было общего и торжества, по случаю начала или окончания фильма отмечали вместе. Откуда взялась эта традиция «нажатия кнопки»- никто не вспомнит.
Все собрались в операторской комнате отметить начало съёмочного периода. Из заветной бутылки, капали несколько капель на пусковую кнопку съёмочного аппарата, звонко чокались и поздравляли друг друга с началом завершающего этапа работы. Ура!

Хочется отметить, что съёмочная техника была допотопной и самопальной, но на ней, как выяснилось теперь, снимались очень неплохие фильмы.
Анимация с интригой или интриги в анимации
Худсовет 1969 г был многолюдным, помимо студийцев, в него входили известные писатели, поэты, художники, композиторы, мнение которых было достаточно профессиональным.
Студийные приняли фильм более, чем критично. Один из старейших и уважаемых Мастеров безусловно требовал закадровый текст. Другой не менее уважаемый, яростно критиковал, утверждая, что так снимать нельзя.

К концу обсуждения судьба фильма не имела перспектив.

Положение спасли только «непрофессионалы». Известный художник Борис Ефимов (мастер политической карикатуры)

сказал, что, не претендуя на профессиональный разбор качества картины, он получил большое удовольствие от просмотра, помолодел на десять лет и непременно покажет фильм детям и внукам и всем знакомым.
Фильм приняли в Госкино и даже по первой категории.

Прошёл показ и в Большом зале дома Кино. Зрители шумно реагировали на ультрасовременные наряды героев, изумлённо затихали, узнавая в разбойниках любимых киногероев, и дружно и долго аплодировали после просмотра. Некоторые сразу напевали мелодии...« Ох рано встаёт охрана»
Успех был совершенный!

Но интрига ещё не начиналась.
Следующим этапом можно назвать обсуждение фильма в Союзе кинематографистов с привлечением кинокритиков, успешно пашущих на ниве мультипликации. Здесь произошло то же самое, что и на студийном Худсовете. То, что было нового, интересного в фильме вообще не обсуждалось. Лента раздражала кинокритиков.
Особенно старался Н.Асенин, который яростно и убеждённо говорил об испорченной сказке.

Тем не менее, где-то выше, очевидно в Госкино, фильм решили послать на фестиваль в Берлине. Были подготовлены оригинальные плакаты...
И вдруг, в один день всё отменилось!

Спустя много лет интрига раскрылась. Как рассказали люди в «Совэкспортфильме» в это дело очень активно вмешался один из авторитетных режиссеров «Союзмультфильма» и Союза кинематографистов. Скорее всего на фестиваль отправился именно его фильм.

Рассказывает Инесса Ковалевская:
«Когда мне говорят о жестокой цензуре в советской кинематографии, а особенно в мультипликации, я только грустно улыбаюсь.
Долгий опыт работы в кино - сначала в Госкино, а потом на студии показал мне (и не только на моём примере), что 90% всех «неприятностей»
спровоцировано твоими же коллегами по работе. Причём причины могут быть самые разные. Обычный чиновник до этого даже и не додумается.»

А фильм всё таки встретился со зрителем.
В Москве, в районе площади Восстания, открылся кинотеатр мультипликационного фильма со странным названием «Баррикады»
.

Премьера «Бременских музыкантов» состоялась здесь и с тех пор фильм долго не сходил с репертуарной афиши кинотеатра.
Со всех концов Москвы сюда потянулись толпы родителей с детьми всех возрастов. Билеты раскупались мгновенно и достать их было трудно.

Фильм постепенно набирал популярность. Как-то летом 1972 года во время перерыва какого-то матча на стадионе, внимание болельщиков было приковано к юноше, одетом в красные джинсы и пуловер. Он и внешне-то был похож на Трубадура - такой же стройный, светловолосый и белозубый!
Юноша стоял в проходе на самом верху, гордый и довольный, позволяя рассматривать себя со всех сторон.

Обратная сторона луны

Популярности способствовала и пластинка, выпущенная фирмой грамзаписи « Мелодия» почти одновременно с выходом фильма, и, благодаря этому, получившая огромный тираж.
Это, несомненно, радовало, если бы не одно маленькое обстоятельство.

Для пластинки нужно было только наложить текст от автора, что и сделал В.Ливанов.
Получилась музыкальная сказка.

Странно только, что работа над пластинкой делалась втайне. На красивом конверте пластинки была скромная аннотация о том, что по этой сказке сделан мультипликационный фильм.

Многие киноведы уверенны, что сначала Ливанов сделал пластинку, а потом появился фильм. В своей книжке « Белая ворона» В.Ливанов рассказывает, как трое друзей, ( Гладков, Энтин и Ливанов) вдруг ни с того, ни с сего развлекаясь придумали музыкальный сценарий:
"Вот так со сценарием в портфеле мы отправились на нашу любимую киностудию «Союзмультфильм».
Там собрался большой художественный совет: строгие редакторы, опытные режиссеры, маститые писатели и талантливые художники и композиторы.
Обсудили, прослушали песни и постановили Бременским музыкантам - быть!
И мы приступили к созданию фильма." На этом воспоминания В.Ливанова о фильме заканчиваются. В аннотации книги Ливанов прямо называется режиссёром-постановщиком фильма.

Одновременно с тем, как творческую группу фильма наперебой приглашали на встречи со зрителем, на студии и среди киноведов было другое отношение.
Тогдашний директор студии М.Вальков мягким, извиняющимся тоном объявил, что режиссёр Ковалевская не пришлась по душе коллективу и ей лучше подать заявление.
Говорит Инесса Ковалевская:
"Вероятно, это был привет из моего прошлого, когда я работала редактором в Госкино и курировала
киностудию «Союзмультфильм». Однако я твёрдо знаю, что никогда не позволяла себе обидеть или
оскорбить кого-нибудь, поскольку люблю мультипликацию и уважаю людей, работающих в этой области".

Со временем студийная «буря в стакане» утихла. Ливанов, Энтин и Гладков предложили Ковалевской снять продолжение.

Но сценарий не вызывал энтузиазма. Это, как продолжить любимую сказку о Золушке!
Сам по себе неплохой сюжетный ход не имел яркого финала. Снова бегство из дворца, которое зритель уже видел, как и разбойников.
Нужно искать новый ход!

Ковалевская предложила замену в виде остро-пародийного сыщика и поработать над сценарием, пока она будет занята в другой работе.

Немного погодя, Инесса Алексеевна с удивлением узнала, что фильм находится в производстве...
"Что поделать? Это кинематограф со своей "спецификой". Надо просто перешагнуть через всё и работать дальше,- так рассудила Инесса Алексеевна.

В дальнейшем, разрабатывая жанр мюзикла в мультипликации, Ковалевская сделала два фильма: «В порту» - на современном материале ( композитор М Минков ) и «Сказка о попе и о работнике его Балде» по сказке А.С. Пушкина (композитор А Быканов).
По прошествии многих лет становится ясным, что фильм - мюзикл « Бременские музыканты» не только был новым оригинальным явлением в советской мультипликации, но вызвал интерес у других режиссёров к новому перспективному жанру.
Это «Голубой щенок» и «Пёс в сапогах» Е.Гамбурга.
Ещё более интересны в этом плане работы Г.Бардина «Летучий корабль». Точно и изобретательно разработанные режиссёром песни - эпизоды, особенно «Водяной» и «Бабки - Ёжки» принесли фильму заслуженную славу.
Я хочу всем нам передать обращение Инессы Алексеевны Ковалевской:



(Фото Александра МУРАШЕВА)

- Время идёт и моя жизнь, и жизнь моих современников всё больше и больше связывается с врачами и больницами.
Как то ночью, когда мне не спалось, пришла ночная дежурная, принесла лекарство и мы разговорились.
Оказалось, что она очень любит мультипликацию, а «Бременские музыканты» её любимый фильм ещё с детских лет.
Сейчас у неё своя внучка и она покупает для девочки наши старые мультфильмы.
Потом медсестра принесла диск с моими фильмами, где на обложке была картинка с нашими героями и попросила подписать.
С тех пор она часто заходила ко мне, стараясь чем-либо помочь.
На прощанье она подарила на счастье маленького гипсового ангелочка с трогательными пушистыми крылышками.

Это был единственный приз, полученный фильмом « Бременские музыканты».
И он мне по- настоящему дорог.

P.S.
Будущим коллегам!
Делайте фильмы для детей, и вас будут любить и помнить.

image Click to view



:

мультфильмы, Автор

Previous post Next post
Up