Секира Перуна или топор святого Олафа?

Sep 14, 2019 01:21



М. Ю. Меньшиков
Секира Перуна или топор святого Олафа. Исторический контекст миниатюрных топориков (амулетов-топориков) в XI-XVII веках // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 13. - М.: Институт археологии РАН, 2017. 432 с.

Ключевые слова: атрибут христианского святого, ошибочно принимаемый за символ языческого божества; варяги; Русь; Византия; христиане в наемных варяжских дружинах; христианизация Норвегии; святой Олаф; Перун; псевдо символ Перуна; ошибки интерпретации атрибута

В ходе исследования выявленной недавно новой для Москвы категории находок в виде миниатюрных топориков XVII в. возникло много вопросов, связанных с причинами появления и существования этих предметов в материальной культуре русского Средневековья. Ранее уже были рассмотрены вопросы морфологии московских топориков (Векслер, Меньшиков, 2015), их семантика, возможные варианты применения и хронология (Меньшиков, 2016). Но остались вопросы о появлении самой идеи использования миниатюрных топориков в русском средневековом обществе и о причинах, вернувших данную категорию предметов в оборот на Руси во второй половине XVII в. В рамках этой работы хотелось бы проследить эволюцию миниатюрных топориков с XI в., попытаться проанализировать возможное их назначение, а также попробовать соотнести изменения в форме и географии распространения миниатюрных топориков с историческими процессами, происходившими на обширной территории, включая земли Руси, Византии, Европы и Англии.

Миниатюрные топорики в контексте металлических амулетов подвесок и украшений на Руси в XI-XII веках

В археологической литературе за находками миниатюрных копий боевых топоров, преимущественно XI-XII вв., прочно закрепился термин «амулеты-топорики». На наш взгляд, существует ряд отличий, выделяющих миниатюрные топорики из основной массы амулетов и украшений Руси. Заметным отличием амулетов-топориков с втулками от других металлических сакральных подвесок является отсутствие топориков I и II типов (Макаров, 1992) в опубликованных цепных и арочных наборах, которые при этом включают все другие виды амулетов, существовавших синхронно в славянских землях: ключи, ложечки, ножны, гребни и пр. (Рыбаков, 2013. С. 563. Рис. 91; «Древняя Русь», 1997. С. 156; Журжалина, 1961; Рябинин, 1988). Наличие деревянных топорищ, неоднократно находимых вместе с металлической частью, также ставит топорики особняком в порядке их ношения. Существует отдельная, пока еще малочисленная, группа секировидных изделий с элементами подвески (Paulsen, 1956. P. 199; Kucypera et al., 2010. Tabl. XII, 2; XIV , 6). Но они выходят за рамки рассматриваемых здесь миниатюрных топориков XI-XII вв. и, скорее, являются отображением либо бытовых инструментов, либо имитируют, что кажется более вероятным, биметаллические кресала. Второе и более существенное отличие связано с географией распространения миниатюрных топориков. На протяжении XI в. начинает формироваться общий стиль украшений и предметов мелкой пластики, входящих в состав богатых парадных древнерусских уборов. В основе своей этот стиль восходит к византийским прототипам. При этом в среде более простых рядовых украшений сохраняются локальные территориально-этнические варианты, имевшие определенное разнообразие в пределах древнерусского государства (Рябцева, 2005. С. 275-276, 278). Некоторое разнообразие характерно и для традиционных древнерусских групп амулетов, имитирующих бытовые предметы («Древняя Русь», 1997. С. 154).

«Амулеты-топорики», учитывая контекст обнаружения, сложно отнести к элитарному парадному набору украшений, при этом их ареал невозможно связать с отдельной этнической группой, и он гораздо шире, чем у всех иных групп древнерусских сакральных привесок. В отличие от височных колец, других видов амулетов или иных украшений, имеющих этническую принадлежность (Рябцева, 2005. С. 36), миниатюрные топорики встречаются как в различных славянских землях Руси, так и в землях с финским и балтским населением в Восточной Европе, а также в Скандинавии и Северной Европе. На юге они доходят до Крыма и территорий на западном берегу Черного моря, в X-XII вв. периодически входивших в состав Византийской империи (Kucypera et al., 2010. S 132; Йотов, 2003. С. 27; Атанасов, 2013. С. 92, 93). То есть если сравнивать территорию распространения амулетов-топориков с иными формами оберегов, имевших обычно религиозную, этническую, а часто и более узкую - племенную - принадлежность, то можно уверенно говорить, что топорики стоят особняком среди подобных сакральных предметов. Распространение топориков соотносимо лишь с распространением христианской - наднациональной - символики. Таким образом, будет логичным предположить, что миниатюрные топорики, будучи амулетами или оберегами, либо являются символом широко распространенного культа - столь широко распространяются лишь кресты в этот период (Седов, 1988), либо артефактами, связанными с большой социальной группой, представители которой встречались на всем пространстве от западных окраин Скандинавии и Руси до Западного Закамья на востоке и от Новгородских земель до черноморских окраин Византийской империи. И если иного, отличного от христианства, широко распространенного культа в этот период на указанной территории мы не знаем, то выделить на этом пространстве единые в своей культуре социальные группы не представляется сложным. Археологические находки, общие для этой территории, объединены в рамках дружинной воинской культуры...

Поскольку лимит количества знаков в тексте публикации в ЖЖ ограничивает возможность предоставить данную статью полностью, заинтересовавшимся читателям предлагается просмотреть её онлайн
(NB: перед просмотром отключить адблок браузера, т. к. блокирует и окно вьювера!)

https://1drv.ms/b/s!ApMkG7ehCDVnhDOLx_HVSuX12tAe



христиане в варяжских дружинах, археология, христианство, секира Перуна, ошибки интерпретации атрибута, варяги, топор святого Олафа, история, сакральная атрибутика, Русь, язычество, Византия

Previous post Next post
Up