пока всё еще свежо в памяти, буду записывать наши новейшие говорилки. болтаем уже действительно много.
- любимое, явно от папы - появилось давно, только сейчас вспомнила: "сидеть, не падать!" и "стоять, не падать!" - видимо, много раз Ксюше приходилось это слышать - еще в те времена, когда она нетвердо стояла на ногах :))
- явно из моих напутствий: "на попу садись!" (это я на горке всё время этот момент проверяю).
- в последнее время Ксю произносит с очень требовательной интонацией: "на колени, мама!" - а значит это всего-навсего: "посади меня на коленки и почитай" :))
- иногда юный эстет, увидев что-то красивое, резюмирует: "красиво..." - и мне очень нравится, что она дает такую вот оценку.
- любит порядок: за завтраком забыла надеть ей нагрудник. Ксю, озабоченным тоном: "фартук! мы забыли фартук!!!"
- на днях рассмешила: я, иногда говорю ей что-то типа "бедный заяц!" - когда она, например, упала и ушиблась. и тут - одеваю ее на прогулку (а она не хочет одеваться), и она вдруг так горестно: "бедный Ксюша..." - я аж поперхнулась :))
- когда ей что-то не нравится, может выразить свое отношение к предмету коротким: "не любит это Ксюша"
- у Ксюшки есть какие-то песни, которые она любит слушать (Лесной олень) - и мы уже привыкли ставить музыку во время еды, например, или рисования и проч. творческих занятий. но иногда я это забываю сделать, и тогда слышу: "нужно поставить Оленя!" :)) вообще, олень - одно из любимейших животных (как я среди фигурок Schleich оленя не заказала - ума не приложу!) - да, по поводу всё того же оленя: Дашик, Ксю обожает новогоднюю открытку от вас - там как раз олени изображены, и открытка эта лежит у нас в корзинке на прикроватной тумбочке. Ксю периодически ее оттуда достает (уже наизусть весь текст знает) - и просит: "мама, почитай эту Олень!" :))
- про музыку еще мне очень нравится: иногда я Ксюшке пою какие-то старинные песенки, поэтому ее репертуар может удивить. и вот я как-то пела ей про "туфли узкие, скинь туфли узкие, скинь туфли узкие - и босиком!!!" - и тут дитя выдает: "дайте музыку, скорее музыку, скорее музыку-музыку!" (про всё кувырком, правда, не спела)
если только по словам: появилось много глаголов, которые часто обозначают агрессивные действия (бить, кусать, щипать, поломать). я немного обеспокоена - потому что и на площадке мы часто ведем себя довольно задиристо, обижаем Лизу (1г 4м), Наташу (2г 1м), Агушу (1г 9м). больше всего похоже на проявления ревности, но я пока не до конца разобралась, что запускает этот механизм.
- много существительных приобрели правильную форму: мяч (вместо прежнего гол), нос (вместо прежнего динь), машина (вместо прежнего биби), шарик (вместо прежнего пась).
- много новых слов - от рассматривания фигурок животных (корова, копыта, подкова).
- много слов из часто читаемых стихотворений (самолет, ботинки, картинка).
- некоторые слова, которые просто очень мне нравятся: кал'яба - кораблик, кал'ёба - коробка, лепет'етик - велосипедик, к'улика - куртка, дом'инь - комбинезон, как'ули - колготки, абаз'яси - обезьяна, вал'ёна - ворона, л'ёкеть - локоть, земь - змей, улубаться :))
- смешное переставление слогов: лак'аши - лошадки, дев'ели - деревья.
- рассматриваем репродукции в Моей первой книге по искусству: Ксюшке дико нравятся Маки Моне и еще - очень она полюбила Богатырей Васнецова (называем эту картину Бакер'и). Ксюша с удовольствием выслушивает мое перечисление всех этих оружий-доспехов (очень нравится слово "палица" - радостно повторяет: "палец!") - и потом, показывая на копье: "лопата!" :)
- знаем следующие фигуры-формы: кужок, кад'атики, пол'осики.
- достаточно уверенно различаем-правильно называем следующие цвета: красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый, розовый, фиолетовый, черный. не могу сказать, что очень много мы этим занимались: прорыв произошел, когда нам подарили Кубик Умник (название ужасное, ага - но игра отличнейшая, в самое ближайшее время про нее напишу) - там карточки разных цветов, Ксюшка буквально за несколько дней всё запомнила без каких-то трудностей. и еще рассматривали большую книгу от Clever Цвета и числа - она тоже как-то незаметно подготовила нас к запоминанию всех этих слов.
- случайно обнаружила, что Ксю считает до пяти, когда мы поднимались по ступенькам на горку. видимо, запомнила уже давно - я всегда вслух считаю ложки молочной смеси, когда делаю ей молочко на ночь. так что, возможно, Ксю считает даже до семи :))
Ксюша строит предложения и часто говорит достаточно длинными фразами. чаще всего называет действия - свои и окружающих: "Ксюша качается на качелях", "папа идет, самокатик едет", "папа ушел на скамейку, а Ксюша несет грабли". иногда описывает увиденное на картинке, пересказывает увиденное/ услышанное: "пожарные тушат огонь", "земь <воздушный змей> летит красиво" . и самое мое любимое - цитирует наши книжки!!! (в следующем посте :))