Правило №1. "F/8 an be there" (Диафрагму на 8 и быть на месте).
Авторство приписывают фотографу Аллену Хопкинсу (Allen Hopkins). При репортажной съемке - если Вы не уверены - ставьте диафрагму на 8. Но главное, конечно - оказаться в нужном месте. И в нужное время
Правило №2. "Expose for the Highlights" (Ориентируйтесь на света).
При съемке на цифру ориентируйтесь на светлые участки - чтобы они не оказались пересвеченными. Считается, что пересвеченные, белые участки смотрятся значительно уродливее полностью черных, да и в фоторедакторах детали из теней вытягиваются легче.
Правило №3. "Rule of Thirds" (Правило третей).
Это упрощение правила "Золотого сечения" для практического применения. Мысленно разделив кадр на 9 равных участков двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и разместив смысловой центр на одном из пересечений этих линий, а значимые предметы - вдоль них, можно добиться выразительной композиции.
http://fotoscope.ru/mini/goldenrat.jpg Правило №4. "Less is More" (Меньше - на самом деле Больше).
Правило относится к портретной фотографии: концентрируйтесь на объекте съемки. Меньше антуража, меньше окружающей обстановки, ничего не отвлекает от объекта - это сделает портрет выразительнее. Убирайте лишнее.
Правило №5. "Sunny 16 rule"
Облегчает выбор правильной экспозиции днем. В яркий солнечный день значению диафрагмы f/16 будет соответствовать выдержка, равная выставленному ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/16 нужно использовать выдержку 1/100 сек (или ближайшую к 1/100). При ISO 200: f/16 и выдержка 1/250 сек.
Правило № 6. "Dynamic symmetry rule" (Правило динамической симметрии). Проведите диагональ от угла кадра к углу, а затем из свободного угла проведите перпендикуляр к этой диагонали. Вот так:
http://fotoscope.ru/mini/triangles.jpg Точка их пересечения - удачное место размещения смыслового центра снимка.
Правило № 7. Правило трехкратной "грузоподъемности" штатива.
Заявленная "грузоподъемность" штатива и штативной головки должны минимум в три раза превышать вес самого тяжелого комплекта оборудования, планируемого к установке на штатив.
Правило № 8
Чтобы не было "шевеленки" - устанавливайте выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние объектива. Для объектива с фокусным расстоянием 100 мм рекомендуются выдержки 1/100 сек и короче. Это работает для полнокадровых фотоаппаратов, а для "кропнутых" камер укорачивайте выдержку еще раза в полтора-два.
Правило № 9. "Moony 11 rule". Выбор "правильной" экспозиции при ночной съемке в лунном освещении.
При ясной полной луне значению диафрагмы f/11 будет соответствовать выдержка равная 1/ISO. Например, при ISO 100 и диафрагме f/11 нужно использовать выдержку 1/125 сек (ближайшая к 1/100). При ISO 200: f/11 и выдержка 1/250 сек. В зависимости от фазы луны правило меняется: f8 - при половинке луны, f5.6 - при четверти луны.
Но правила правилами, а Вы не забывайте контролировать результат по дисплею )))
Правило № 10.Правило глубины резкости.
Резко изображаемое пространство позади точки фокусировки примерно в 2 раза больше, чем перед ней.
Правило № 11Правило среднесерой ладони.
Нет серой карты? - замерьте экспозицию по тыльной стороне ладони, увеличьте экспозицию на 1 ступень и снимайте.
Правило работает только для бледнолицых
Правило № 12.
Чтобы белое выглядело действительно белым, увеличивайте экспозицию примерно на 2 ступени от того, что предлагает камера. Чтобы черное выглядело черным - уменьшайте экспозицию примерно на 2 ступени.
Правило помогает, если нужно создать впечатление именно белого или черного цвета.
И опять-таки - проверяйте, не мигают ли на экранчике пересвеченные белые области.
Правило № 13."Правило ближнего репортажного боя".
Для репортажа в гуще событий хороший результат дают фокусное 24 мм (для "кропнутых камер - 16-18 мм), диафрагма 5.6, выдержка 1/250сек.
И как часто бывает - нет нужды пытаться удержать их в голове все сразу, а тем более - все сразу применять. Достаточно зацепиться за 2-3, и Ваши снимки могут стать лучше. А могут и не стать ;-)
(с) Вячеслав Слободчук. fotoscope.ru