Не так давно, а точнее в прошлую пятницу 11 декабря, транспортное управление Краснодара устраивало для всех желающих экскурсию туда, куда обычный человек, как правило, не попадает - в трамвайное депо. Мне с детства хотелось посидеть в кабине троллейбуса или трамвая, время в пятницу у меня было, поэтому решил не упускать такую возможность.
2. Для начала мы отправились в службу пути. Там нам показали, как сильно корродируют рельсы из-за блуждающих токов.
3.
4. Оказывается, на каждом рельсе есть маркировка с описанием его качеств. Смею предположить, что последняя цифра - год его производства.
5. Если у вас хорошие туфли и вы вдруг решите наступить в выемку в трамвайном рельсе, то туфли вы, скорее всего, испортите. На фото специальный вагон, который оборудован системой смазки. После дождей или сильного ветра такой трамвай выходит на линию. Особенно активно он смазывает кривые. В результате скрипа и скрежета нет.
6. А это - чудо-тележка, которая позволяет отслеживать состояние пути. Она меряет отклонения одного рельса от другого в вертикальной и горизонтальной плоскости, потом позволяет строить компьютерную модель для выявления проблемных участков.
7. Для того, чтобы рельсы менять пореже применяется шлифовальное устройство. Оно убирает неровности и еще лет семь трамвай при прохождении участка не раскачивается как на волнах.
8. Вот такой результат.
9. Блогеры, фотоаппаратики, трамвайчики. Тусовка напомнила московскую фототусу 2010. Помните, как шатались по центру с фотоаппаратами
equidina,
acidgarry_photo,
andruhon,
lebobonog ? ))
10. Внутри технического вагона
11. Wallpaper )
12. Ручка управления ходом. Практически как на корабле.
13. Очень уютно внутри спецвагонов.
14. Тележка с дикого запада для перевозки кислородных баллонов.
15. Дальше мы отправились в то место, где трамваи ночуют. Все были на линии, лишь несколько машин стояло в парке. Эти трамваи-снегоуборочники редко можно увидеть в городе, т.к. мощный снег у нас все-таки выпадает редко. Машины редко эксплуатируются, своевременно обслуживаются и выглядят отлично, несмотря на сорокалетний с хвостиком возраст.
16. А это их страшное орудие труда.
17. Вид из кабины трамвая-снегоуборочника.
18. Трамвай из фильма "Брат", на котором ездила Зинка, только в фирменной краснодарской расцветке.
19.
20. Дедушка краснодарского трамвая. Восстановленный полностью вагон типа "Х". "Х" - означает "Харьковский". Создан в 1931 году на Мытищинском вагоностроительном заводе, с 1932 по 1967 работал на линии в Краснодаре. С 1967 по 1987 был вагоном-вышкой для ремонта контактной сети, в 1987 была реставрация с переоборудованием в эскурсионный, а в 2007 его поставили на постамент.
21. Внутри все деревянное и очень красивое.
22. Правда, в самой начале его жизни, сиденья располагались как в метро - спиной к боковым окнам.
23. Водитель в этом трамвае ездил стоя. Считалось, что работа ответственная, а человек сидящий может уснуть и допустить аварию. Номер 3 на борту - исторический.
24. Наш замечательный экскурсовод Олег Бодня. Сложно найти человека более увлеченного своей профессией.
25. Старинный манометр.
26. Новый трамвай 2013 года "Апельсин" (как его называют в депо) стоит на домкратах для обслуживания. Тележки выкатывают и с ними производят необходимые операции. Тележка - это и двигатель, и ходовая, и колеса трамвая. На "Апельсинах" колеса не являются цельнометаллическими. В середине находится мощная вставка из демпфирующего материала. Поэтому трамвай нереально тихий. Если путь в хорошем состоянии, то он движется мимо вас бесшумно.
27. Электродвигатель со снятым кожухом внутри тележки.
28. А вот общий вид на тележечное хозяйство.
29.
30.
31. Здесь трамваи моют.
32. А здесь - обеззараживают.
33. Краснодарскому трамваю 115 лет. КТТУ выпустило несколько интересных вагонов в честь праздника. На фото юбилейный вагон "Краснодарское метро". Раскрашен в стиле метрополитена Москвы.
34. Он же с другой стороны.
35. Мне всегда нравятся плакаты по ТБ на производствах. В метрополитене, помню, видел сохранившиеся с 60-х годов.
36. Затем мы отправились на ул. Мира, где находится мастерская по ремонту подвижного состава. Здесь капиталят милые сердцу круглые чешские "Татры". Которые потом выходят на линию лучше новых: с кондиционерами, тонированными стеклами, светодиодными табло. Оказывается, у "Татры" стеклопластиковая морда. Так трамвай выглядит в начале восстановления. Справа - его брат на более поздней стадии.
37. Узел крепления дворников крупным планом. Уж больно живописный.
38. Корпус в процессе постройки заново. Разбирают практически полностью. В каркасе заменяют испорченное и собирают с новой обшивкой, салоном и т.д.
39. Вообще, здание уникальное. Ему больше ста лет. Фермы - деревянные.
40. Какая табличка!
41. Местная кошка ласково привечает экскурсантов.
42. Производство ни на минуту не останавливается.
43. Итогом работы становятся блестящие колесные пары.
44. И горы живописнейшей стружки (опять wallpaper)
45. С огромным энтузиазмом Олег нас водил по всем кулуарам в течение трех с половиной часов и так увлекательно рассказывал, что нигде не было скучно ни на минуту. Еще раз спасибо!
46. А в конце привел нас в свой рабочий кабинет. Это диспетчерская. Здесь можно отследить положение на дорогах и все перекрестки, где ходит общественный транспорт.
Вообще, здорово на трамвайчике кататься. Пробок в разы меньше. Если бы ко мне ходили, с радостью бы ими пользовался.