Бараши-1. Усадьба Викулы Морозова в Барашах

Aug 02, 2009 15:17

Сегодня мы начинаем знакомство с достопримечательностями места, которое в старину было одной дворцовой слободой - Бараши, Барашеская слобода. Располагается она между ул. Покровкой и Воронцовым полем. Барашами назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, так сказать, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах:
"...служат они нашу шатерную службу в наших походах". Возможно, однако, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих.

До поселения барашей здесь находилась Ильинская слободка, вымененная царем Иваном III у Спасо-Андроньева монастыря, где стояла Ильинская, "что под Сосенками", церковь.



Бараши выстроили церковь заново, и главный престол стал Введенским, а один из приделов - Ильинским (другой же - Лонгина сотника).


Существующее здание - один из замечательных архитектурных памятников "московского барокко", возведенное между 1688 и 1701 г. Четырехярусная колокольня более поздняя - 1740-х гг.


Об этой церкви недавно писал Дядя Коля hitrovka Я здесь не буду ее описывать.

Я расскажу об усадьбе, которая расположилась в Подсосенском переулке от угла с Лялиным.
Вот здесь. Посмотрите на Яндекс.Картах


Участок, где она находится, к 1730-м гг. состоял из нескольких мелких владений содержателя парусной фабрики Д. М. Плавильщикова. Именно он в 1721 году на паях с купцом Дмитрием Осиповичем Глазуновым выкупил у Ивана Тиммермана основанную им текстильную фабрику в Болшево. Надо сказать, что в 1736 г. потерпев убытки в этом деле он продал ее московскому 1-й гильдии купцу Андрею Никонову. Из этой семьи вышел актер императорских театров и драматург ныне забытый Петр Алексеевич Плавильщиков . И вполне возможно, что именно в этом доме он и родился. Из этого дома он уходил от французов в 1812 г. И вскоре умер в селе Ханенево Тверской губернии на 53-м году жизни и там же был похоронен.


Главный дом большой усадьбы сохранился - это два нижних этажа пятиэтажного дома во дворе,







(Полуколонны сохранившиеся от первых хозяев)
почти прямо от белокаменной арки ворот, также сохранившихся от старинной усадьбы.


Этот участок в 1839 г. был куплен Елисеем Морозовым. Но только в 1878 г. его сын «покровский купец почетный гражданин» Викула Морозов начинает перестройку существовавших здесь одноэтажных кирпичных зданий.


Особняк построен в 1879 г. по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана "Эрмитаж" на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре.




Г-образное в плане, двухэтажное с антресолями здание с обширным подвалом представляет собой типичный особняк эпохи эклектики.


Композиция фасада симметрична, особенно богато акцентирован вход, козырьком служит балкон второго этажа, поддерживаемый крупными атлантами.


В целом же декор маловыразителен.(это все М. Нащокина считает) Представительность здания достигается за счет укрупненного масштаба высоких вытянутых окон.


Вензель Викуловичей.


Фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, а интерьеры удивляли богатством и разнообразием.












В 1894 году Викула Елисеевич Морозов умирает и усадьба достается его сыну Алексею Викуловичу(1857-1934).


В 1897 Алексей Викулович Морозов стал во главе "Товарищества Викулы Морозова сыновей".

В 1895 г. был перестроен старый дом во дворе, сзади пристроен зимний сад

(еще видно то место, куда к зданию примыкал свод оранжереи),


а интерьеры дома отделаны заново (возможно участие в отделке Ф. О. Шехтеля). Она, несмотря ни на что, сохранились - еще в акте осмотра 1922 г. отмечалось, что в здании "с расписными сводами, плафоном и карнизами", в котором находился детский сад имени А. В. Луначарского (!), устраивались "временные печи, портящие отделку".



В 1900 г. Шехтелем пристроена к дому и купольная молельная, расположенная в глубине участка.



вот ее окно.
А купол покрыт железом.



это лестница в доме Сергея Викуловича

Алексей Викулович Морозов в 1900 году передал дела брату Ивану и стал заниматься только коллекционированием.
Еще с 1894 он увлёкся коллекционированием, близко познакомился со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Вещи приобретал в России и за границей (вернул на родину многие произведения отечественного искусства). Его коллекция фарфора была одной из лучших в России, включала к 1917 около 2,5 тыс. предметов: изделия елизаветинского времени, предметы сервировки стола, миниатюрные фигурки, статуэтки из серии «Русские типы» завода Ф.Я. Гарднера, продукцию других частных заводов конца XVIII - начала XIX вв., «трактирную» посуду с подчёркнуто броской раскраской, фигурки крестьян, горожан, военных, казаков, музыкантов завода братьев Поповых (1830-40-е гг.) и др.

Помощь Алексею Викуловичу Морозову в пополнении собрания оказывал московский антиквар С.Н. Кокурин. Морозов сам атрибутировал почти все предметы своей коллекции. Другим его увлечением стало собирание гравированных и литографированных портретов. В 1895 он приобрёл около 1 тыс. листов из коллекции В.А. Тюляева, в 1897 - 160 редких листов у Н.С. Мосолова, в 1901 - ценнейшие гравюры из собрания П.А. Ефремова, в 1902 - собрание гравюр Э.П. Чапского. К 1912 собрания гравюр и литографий Морозова насчитывало около 10 тыс. листов, было одним из первых по числу портретов и качеству оттисков. Среди них - портреты, изданные или подготовленные к изданию П.П. Бекетовым. На основе этой коллекции С.П. Виноградов составил книгу «Собрание портретов, издаваемых П.П. Бекетовым», опубликованную на средства А.В. Морозова (М., 1913).








Занимаясь изучением своей коллекции, Алексей Викулович Морозов выпустил «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» (т. 1-4, М., 1912-13), в котором описано 8276 листов, содержится 1142 иллюстрации; он посвящён памяти выдающегося русского собирателя Д.А. Ровинского, чьими трудами и системой руководствовался Морозов.










С 1913 Алексей Викулович Морозов увлёкся иконами как предметом собирательства. Часть старинных икон досталась Морозову от деда Е.С. Морозова и отца В.Е. Морозова. В составлении коллекции Морозову помогал художник и коллекционер И.С. Остроухов; к 1917 в собрании было 219 древних икон, самая ранняя относилась к XIII в., большинство - к XVII в. Кроме того, Морозов собирал антикварные серебряные вещи (220 предметов главным образом елизаветинского времени), миниатюры (156 работ), лубочные картинки, изделия из стекла и хрусталя, деревянные резные игрушки, ткани, вышивки.

И вся эта коллекция размещалась в этом особняке.
Алексей Викулович Морозов заново оформил интерьеры особняка (по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля), вестибюль оформлен и расписан в «египетском» стиле, кабинет и приемная - в «готическом», гостиная - в стиле модерн; украсил его пятью панно работы М.А. Врубеля с изображениями Фауста, Мефистофеля, Маргариты и других персонажей трагедии И.В. Гёте «Фауст»;


Маргарита. 1896.
Эскиз для готического кабинета
в доме А.В. Морозова в Москве.


Полет Фауста и Мефистофеля. 1896.
Панно для готического кабинета
в доме А.В. Морозова в Москве.


Фауст и Маргарита в саду.
Эскиз для готического кабинета
в доме А.В.Морозова. 1896.


Фауст и Мефистофель.
Эскиз для готического кабинета
в доме А.В.Морозова.
1896. Б, акв.


Триптих Фауст.Маргарита.
Среднее панно 1896. 435х104. ГТГ



Триптих Фауст.Мефистофель и ученик.
Левое панно 1896.521х110. ГТГ


Триптих. Фауст.
Правое панно 1896. 521х104. ГТГ


Фауст и Маргарита в саду. 1896.
Два однофигурных эскиза декоративного панно для
готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.


Фауст и Маргарита в саду. 1896.
Два однофигурных эскиза декоративного панно для
готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

мебель, шкафы, специальные витрины для коллекции фарфора изготовлены на фабрике П.А. Шмита, знаменитой фабрике "Поставщика его императорского величества", который к тому же являлся его зятем. Кстати именно из этого дома 16 февраля 1907 г. вынесли гроб с телом трагически погибшего в Бутырской тюрьме Николая Шмита, сына и наследника П.А. Шмита, он был внуком Викулы Морозова.

В 1914 г. И. Е. Бондаренко для собрания икон присоединил к сооружению еще одну пристройку - три залы с верхним светом.


В марте 1918 дом Морозова был захвачен латвийской анархической организацией «Лесна». Собрание Морозова значительно пострадало: исчезли все табакерки (фарфоровые и лаковые лукутинские), часть миниатюр, разбиты многие фарфоровые предметы, некоторая мебель, уничтожен архив Морозова.

Коллекция А.В.Морозова была национализирована в августе 1918, в 1919 получила статус Музея-выставки русской художественной старины. А.В.Морозову выделили две комнаты в его бывшем особняке, он занимался хранением и описанием коллекции.
В 1921 музей был реорганизован и переименован в Музей фарфора (отделение Центрального декоративного музея); в 1929 переведён в здание Второго музея новой западной живописи, в 1932 в усадьбу Кусково.


При преобразованиях музея предметы морозовской коллекции разошлись по другим музеям: иконы переданы в Исторический музей и Третьяковскую галерею, гравюры - в Музей изящных искусств, серебро и миниатюры - в Оружейную палату; большая часть фарфоровых изделий хранится в Музее керамики.
Сейчас здесь Российский общественный фонд инвалидов военной службы.
До сих пор сохранилось убранство интерьеров, относящееся как ко времени постройки дома, так и ко времени перестройки их в 1900 г. Ф. О. Шехтелем.

Вот такая длинная история раскрылась мне, когда я захотела узнать про этот красивый особняк в Барашах.

PS Эх столько нового узнала, что пост надо переписывать.

Фото, Бараши, Прогулки по Москве, Старая Москва, Морозовы, Старые фото

Previous post Next post
Up