Староваганьково

Jan 15, 2009 16:50

Давно уже лежит у меня материал "Прогулка по Староваганькову".
Прогуляемся?:




"Заселялся этот холм с давних времен, несомненно, раньше первого письменного упоминания о Ваганькове в 1446 г. Под этим годом в летописи говорится о том, как "приде князь великий на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом (т. е. вне кремлевских стен. - Авт.) на Ваганкове..." Так назывался загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия 1, активно участвовавшей в управлении Московским княжеством. Предполагают, что это название - "Ваганьково" - произошло от слова "ваганить", которое Даль в своем словаре снабжает пометой "вологодское" и объясняет: "баловать, шалить, играть, шутить", так как здесь, якобы, находился "государев потешный двор".
Однако было бы логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товара, который назывался "ваганным". В жалованной грамоте конца XV в. на право беспошлинной торговли было написано: "А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт... ни померное, ни побережное, ни ваганное". Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование "Ваганьково". Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганькова находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появление заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась "ваганная" пошлина, (т. е. определяемая в зависимости от веса товара; "вага" - вес, тяжесть)

Но надо сказать, что позднее Ваганьково было для москвичей местом, где устраивали гулянья. Наверно, они принимали такой разгульный характер, что в 1627 г. царь Михаил Федорович указал "послать бирича кликать в Китае и в Белом каменном городе по торгам, и по болшим улицам, и по крестцам, и по переулкам, и по малым Торжкам, не по один день, чтоб вперед, за Старое Ваганково никакие люди не сходились на безделицу николи; а будет учнут ослушаться и учнут на безлепицу ходить, и Государь указал тех людей имать и за ослушание бить кнутом по торгам... и о том память послана, чтоб на безлепицу за Ваганково с кабацким питьем не въезжали" (безлепица - игры ряженых, забавы, танцы. - Авт)."

В 1636 г. по царскому указу "ловчего пути конные псари и пешие, всем чином" устраивали здесь "Государеву псарню".

Долгое время это место находилось во владении великих князей или их родственников - в 1472 г. дмитровский князь Юрий Васильевич, будучи бездетным, завещал Ваганьково брату, великому князю Ивану III: "А что мое место Ваганково да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя, великаа княгини, а то место и двор господину моему, князю великому, опрочь того места, что есмь того ж места Ваганкова дал великому Николе в дом на Песнош".

Неудивительно, что приглашенный великим князем Василием III итальянский зодчий Алевиз построил в 1519 г. именно здесь, в Ваганькове, в числе пятнадцати каменных церквей церковь Благовещения.

Ваганьково упоминается в летописном известии о восстании москвичей после пожара 1547 г. Тогда только что венчанный на царство молодой Иван IV, не получивший еще прозванья "Грозный", спасался от разъяренной толпы в своем дворе на Ваганькове, а оттуда бежал в подмосковное село Воробьево.

В 1990 г. восстановили историческое название этого переулка - Староваганьковский, сохранив таким образом преемственность с древним селом. В XVIII в. переулок именовался Шуйским - по двору знатных бояр, а также Благовещенским - по церкви Благовещения, что в Старом Ваганькове, которая находилась на месте дома № 21.


Тут была и еще одна церковь: в 1531 г. великий князь Василий Иванович "постави церковь древяную обетную" во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи "и зделаша ея единым днем; того же дни и священна бысть". Каменная Благовещенская церковь была разобрана по резолюции архиепископа Августина 9 сентября 1816 г., и материал от разборки был употреблен для постройки дома соборян при Крестовоздвиженской церкви (Воздвиженка, № 7).




На месте церкви в 1820-х гг. был построен небольшой двухэтажный дом (№ 21), который отмечен в московской истории как место, где провел последние годы жизни и умер великий русский художник Валентин Серов.
Утром 22 ноября 1911 г. художник, которому не исполнилось еще и 47 лет, почувствовал себя плохо и вскоре скончался - подвело сердце. "День был солнечный, - вспоминала его дочь, - необыкновенно яркий, из окон гостиной был виден архивный сад (там, где новое здание Российской государственной библиотеки, построенное на месте архива министерства иностранных дел. - Авт.) с пирамидальными тополями, белыми от инея. На углу стоял, как всегда, извозчик, шли люди - взрослые, дети шли мимо дома, занятые своими делами и мыслями. Я смотрела в окно и не могла поверить случившемуся. Как, неужели так, так быстро и так просто может кончиться жизнь?" Целый день в доме не закрывалась парадная дверь, очень многими смерть знаменитого художника воспринималась как личное горе.



Крутоверхая крыша на доме № 23, как и наличники, решетки окон и другие детали убранства, - результат реставрации здания, одного из немногих сохранившихся в Москве памятников гражданского зодчества XVII столетия.


С 1679 г. в нем размещались подворья Успенского девичьего монастыря, что в Александровской слободе, и Флорищевой пустыни, которые обычно сдавались внаем.
Сейчас в нем чье-то элитное ателье или бутик закрытый. В окна видны манекены и дорогая одежда.



Еще один памятник древней московской архитектуры расположен рядом, на территории бывшей усадьбы боярина Ивана Милославского (№ 25). В 1676 г. по указу царя Федора Алексеевича был упразднен старый Аптекарский двор, а новый обосновался здесь, в Староваганьковском переулке. На новом Аптекарском дворе размещалось несколько палат, "погребов теплых" и прочих строений. Уже через три года здесь находится "Новый денежный двор". От каменных палат сохранился первый этаж, датируемый 1670 г. (там обычно устраиваются временные выставки); второй же этаж, где помещается дирекция музея архитектуры имени А. В. Щусева, был надстроен в 1930-х гг.



Дом № 19 появился на участке князя А. С. Трубецкого после пожара 1812 г., но, возможно, что в нем сохранились и более древние части. Тут провел последние годы своей недолгой, но славной жизни один из талантливейших артистов русской сцены Павел Мочалов - он родился в 1800 г. и прожил неполных 48 лет. Будучи на гастролях в Воронеже, Мочалов простудился и возвратился в Москву тяжело больным. Помощь врачей, и в их числе известного Иноземцева, оказалась тщетной, и 16 марта 1847 г., как сообщали московские газеты, "не стало артиста, который так долго был опорою и украшением московской сцены".








В доме № 19в 1876 г. жил врач, основоположник гинекологии в России, основатель целой научной школы В. Ф. Снегирев. В 1910-х гг. тут была квартира писателя А. М. Пазухина, теперь малоизвестного, а тогда много печатавшегося в периодической прессе. Особенно часто его имя появлялось в газете "Московский листок", где за 30 лет его сотрудничества было напечатано более 60 романов и повестей (в том числе и о Москве), а также множество рассказов и фельетонов. В 1911 - 1914 гг. здесь жил зоолог, профессор Московского университета М. А. Мензбир.




Теперь во дворе между этими домами небольшой весь расписанный ресторанный дворик. Летом можно сидеть на башенке, есть шашлыки и смотреть на Кремль, который тут в двух шагах.
Я хочу, чтобы мы летом туда сходили, там очень вкусно кормят и не так дорого.





За чугунной ажурной решеткой - дом (№ 17), связанный с Москвой газетной.


С 1880-х гг. в нем находилась редакция газеты "Московский листок", первого в Москве органа бульварной прессы. В ней регулярно появлялись скандальные разоблачения купеческих похождений, занимательные романы и фельетоны, и газета пользовалась широкой популярностью среди определенных кругов московского населения. О ней и ее издателе, известном московском журналисте Н. И. Пастухове, писал В. А. Гиляровский, сам начинавший работать репортером в "Московском листке".


Тут же размещались редакции журналов "Всемирная иллюстрация" и "Развлечение". Газета "Московский листок" была закрыта в январе 1918 г., и здесь обосновалась сначала редакция "Красной газеты", а потом газеты "Беднота".


В этот дом М. А. Булгаков поселил незадачливых служащих некой конторы из романа "Мастер и Маргарита", которые после нашумевшего представления заезжих фокусников были охвачены загадочной эпидемией - все беспрерывно пели старинную русскую песню "Славное море, священный Байкал".


Застройка участка (№ 17) принадлежит ко второй половине XVIII в., когда в центре его появились каменные и два небольших флигеля по красной линии переулка. Этот дом был перестроен в 1876 г. архитектором М. А. Зыковым, который также надстроил флигели и соединил их с главным домом. Ансамбль зданий украшен чугунными балконами, навесами крылец и решеткой ограды.
В начале XIX в. этим участком владела княгиня Н. И. Голицына, мать декабриста, члена Северного общества В. М. Голицына, который жил здесь. В 1860-х гг. тут квартировал писатель А. А. Потехин, а в 1880-х гг. - главный дирижер Большого театра И. К. Альтани. При нем впервые в Москве был" поставлены "Борис Годунов", "Пиковая дама", "Алеко", "Снегурочка" - оперы, составившие эпоху в развитии русской музыки. В 1906 - 1908 гг. здесь была квартира артиста Художественного театра И. М. Москвина.



Дома № 15и 13 стоят на земле бывшей усадьбы генерал-аншефа В. Я. Левашова, участника многих петровских баталий и московского губернатора в 1740-х гг. В правой части владения находились большие палаты. Они, к счастью, сохранились - если войти во двор дома № 15, то прямо перед собой можно увидеть трехэтажное, гладко оштукатуренное здание(теперь совсем штукатурку потеряло), принадлежащее, возможно, к началу XVIII в. Во второй половине XVIII в. к нему сделана пристройка справа, а в 1877 г. надстроен третий этаж. Эти палаты - ценный памятник гражданской архитектуры - нуждаются в тщательном обследовании и реставрации.



Тогда левая часть этого владения - там, где сейчас высится угловой дом с башенкой (№ 13/8, 1909 г., архитектор Ф. О. Шехтель) - была занята садом.




Дом Шехтеля успели за советское время основательно изуродовать, а сейчас надстраивают его безбожно. Появился еще один мансардный этаж. А на самом верху по центру еще кто-то себе ротонду строит


Которая будет возвышаться над домом Пашкова, если от Боровицкой башни смотреть.
А ведь это запрещено, но избранным можно.



Высокое, семиэтажное здание по линии переулка (№ 15) было построено в несколько приемов - в Москве немало таких "слоеных пирогов". Возможно, что в его правой части есть еще остатки каменных зданий, показанных на плане 1752 г. Они вошли в трехэтажный дом, построенный в 1877 г. (архитектор Н. И. Поздеев) и позднее надстроенный еще четырьмя этажами. Этот "пирог" хорошо виден со двора. (Но я, к сожалению, не имела возможность туда зайти)



Что правая часть этого переулка занята Российской Государственной Библиотекой (так и тянет написать Ленинкой) вы все знаете. Писать о ней не буду. Не снимала.
Примерно на месте правой части книгохранилища было небольшое здание, в котором в 1903 г. находилось редакция журнала "Русская мысль", где печатался А. П. Чехов. Похоронная процессия с его телом остановилась у этого места, где была отслужена лития. Далее процессия вышла на Знаменку, повернула на Волхонку, а оттуда по Пречистенке и Большой Царицынской к Новодевичьему кладбищу.



Рядом - бывшая усадьба П. Е. Пашкова, главный дом которой возвышается на холме напротив Кремля.


В переулок выходят красивые въездные ворота усадьбы, оформленные в виде триумфальной арки, фланкированной двумя парами ионических колонн.












Про дом Пашкова, про его историю писать здесь не буду, это материал отдельного поста. Мне он с переулка больше нравится чем с Моховой.

Рядом, во дворе - здание церкви Николая, "что в Старом Ваганькове".


История этой церкви начинается с XV в., когда дмитровский князь Юрий Васильевич, заботясь о Николаевском Пешношском монастыре в своем княжестве (недалеко от стольного города Дмитрова), подарил ему землю на Ваганьковском холме. Возможно, что монастырь выстроил на своем подворье Никольскую церковь, которая первоначально была деревянной, а в начале XVI в. замененную каменной. После многих перестроек вместо обветшавшей было выстроено в 1759 г. существующее здание (возможно, с включением более старых частей) - вытянутый четверик с одной апсидой, с коротким восьмериком и барабаном маленькой главки, и южным приделом преподобного Сергия. Звонница в псевдорусских формах значительно более поздняя - она возведена в 1902 г. по проекту архитектора Г. П. Евланова.


В 1992 г. в церкви возобновились богослужения. На южной стене храма находится мозаичный портрет Николая II с несколько двусмысленной надписью: "Господи, спаси и усмири Россию".

Центр, Прогулки по Москве, Старая Москва, Староваганьково

Previous post Next post
Up