Один курьезный портрет

Dec 16, 2022 23:01

Будучи в Тверской картинной галерее мы посетили фарфоровый кабинет.
Там собраны несколько замечательных предметов Мейсенской порцелановой мануфактуры 18 века.



Особое внимание привлекла вот эта статуэтка.
Явно портрет.
Оказалось этот портрет имеет очень интересную историю создания.

Для этого немного истории.
В январе 1710 года был издан указ о создании мануфактуры в мейсенском замке Альбрехтсбург.



фото мое сентябрь 2019 года. Какое счастье, что мы успели там побывать перед пандемией.
Использовались глянцевая глазурь, рельефный налепной декор: цветы, бутоны, лепестки, фигурки животных и людей, а также другие мелкие детали обжигались по одному, расписывались вручную и клеились к основе. Происходило постепенное расширение цветовой палитры в росписях и глазурях (более 10 тысяч оттенков), а также введение позолоты. Это коснулось всего богатого ассортимента Мейсена, куда входили вазы, табакерки, туалетные приборы, сервизы, рамы для зеркал, люстры и жирандоли, вставки на мебель и, конечно, декоративная скульптура.

Около 20 лет во главе Мейсенской мануфактуры стоял министр короля граф Генрих фон Брюль (1700-1763),


1753 г Марселло Бачарелли. Портрет графа Брюна.
а в 1733 году главным скульптором и модельмейстером был назначен Йоганн Йоахим Кендлер (1706-1775),


талантливый художник, известный созданием сложнейших сооружений и предметов мебели из фарфора, моделей памятников и гигантских осветительных приборов.

Ну так вот.
Время руководства мануфактурой графом Брюлем и работой там художником Кендлера было золотым веком саксонского фарфора.
И король Август 3 осыпал своего любимца щедрыми подарками и вознаграждениями. А он не был скрягой.
У графа был чудесный портной. Именно благодаря ему Брюль имел при дворе славу «лучше всех одетого человека».
И в очередной раз, восторгаясь искусством исполнения и красотой нового платья для королевского приема, граф Брюль предложил в качестве награды исполнить любую просьбу своего любимца. И портной пожелал быть приглашенным на королевский обед. Опрометчиво поступил граф прямо скажем. Но и портной зазнался. Граф попал в неловкое положение из которого блестяще вышел



Он заказал Кендлеру фарфоровую фигуру своего портного, на козле и с ножницами.


Эта скульптура действительно была водружена на парадный стол монарха. Таким образом, получилось, что портной действительно, так или иначе, присутствовал на королевской трапезе.
Очень находчивый граф указал на свое место своему портному и создал шедевр.

Йоахим Кендлер изготовил первый вариант «Портного» в 1737 году, затем сделал несколько повторений разных размеров… Высокий мужчина импозантного вида, сохраняя определенную величественность позы, изображен восседающим верхом на козле. Лицо господина полно чувства собственного достоинства, на носу водружено изящное пенсне. На нем богатый костюм - бледно-лимонный кафтан, по которому расположены вразброс красные, голубые и сиреневые цветы, под камзолом рубашка с кружевным жабо и воланами на запястьях. Кирпично-красные штаны заправлены в высокие сапоги со шпорами. Все детали костюма украшены золоченым фарфоровым кружевным орнаментом. По моде тех лет на голове господина пудреный парик с буклями, пряди которого убраны назад и перевязаны черной лентой, а на голове - черная шляпа-треуголка с золотым позументом. Через плечо портного перекинута голубая лента с условным гербом в виде овала, где изображены ножницы, утюг и портновский метр. Такой же метр приспособлен на боку, там, где обычно крепилась шпага.

Вся многочисленная атрибутика и детали, присутствующие в скульптуре, указывают на профессию героя Кендлера - это с ювелирной тщательностью выполненные из фарфора подушки для иголок и булавок, сумка с образцами материй, тесьмы и клубки ниток. Кендлер придает фарфору качество других материалов - металла, золота, бархата, шелка. По идее подобно одетый господин должен быть всадником и восседать на породистом скакуне, но шутки ради граф Брюль усаживает его на низкорослого длинношерстного козла, рога которого украшены ножницами и утюгом. Создавая комического персонажа, художник акцентирует внимание на контрасте образа и профессии своего гордого героя, который тем не менее остается всего лишь портным, что подчеркнуто многочисленными художественными деталями.

«Портной на козле» - одна из наиболее известных работ мастера Йоахима Кендлера, она неоднократно повторялась другими мастерами Мейсена по его модели.

В Музее Виктории и Альберта есть картина Карла Сейлера «Козёл графа Брюля»


Мейсен, Германия, Тверь, Германские аристократы

Previous post Next post
Up