Гостиница "Альпийская Роза"

Jul 19, 2016 12:32

Чудесное творение арх. А. Остроградского радует нас на Пушечной улице до сих пор.
Его занимает Росгосцирк. И я так рада, что им интересно знать историю этого здания и квартала.
Я для них написала небольшую статью.

Гостиница «Альпийская Роза»




До 1812 года на месте большого квартала домов ограниченным улицей Рождественкой, ул. Неглинной, Пушечной и Театральным проездом находился Пушечный Двор. Это был центр пушечно-литейного производства в России в XVI-XVII веках. Тут лили знаменитые пушки и колокола, в том числе и Царь-пушку, отлитую Андреем Чоховым в 1586 году, которым мы теперь любуемся в Кремле.




реконструкция В.Васнецова. Вид с Неглинной.

Уже при императоре Петре I начальник Артиллерийского приказа Яков Брюс начал переносить производство оружия подальше от центра города к Красному пруду. Но только в начале 19 века Пушечный двор был окончательно снесен. А после пожара 1812 года всю территорию Двора продали под частную застройку.
Участок со стороны Софийской, теперь Пушечной улицы в 1821 году был приобретен полковником А. В. Аргамаковым, родственником знаменитых братьев Фонвизиных. Здесь были выстроены небольшие доходные дома в классическом стиле, которые сдавались в наем. В конце 1820-х гг. здесь, у Аргамаковых, неоднократно останавливался состоявший под секретным надзором, служивший в лейб-гвардии Семеновском полку, участник заграничных походов 1813- 1814 гг., декабрист, член Союза благоденствия князь Павел Алексеевич Голицын.
В 1848 году в одном из флигелей Александр Семен открыл типографию, получив ее от своего отца Августа Семена. В 1851 году типографию посещал Н. В. Гоголь, предполагая печатать свои произведения. Позднее, в 1870-х гг., здесь помещалась известная “печатня С. П. Яковлева”. В середине века размещались модные магазины. Заведение Виктора Булье принимало в окраску и чистку материю, кружева, дымку и модную тогда, прозрачную, похожую на кисею ткань - тарлатан. Размещалась в доме и фотография (одна из первых) прибывшего из Парижа Девериля, изготовлявшая дагерротипы. В 1860-е гг. привлекал сюда покупателей магазин столовой посуды и хрусталя, изготовленных на фабриках Гарднера и Мальцева.



В 1880-х гг. одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части.
В левой части в 1901 -1902 гг. с сохранением старых стен по проекту знаменитого московского архитектора Анатолия Остроградского был возведен четырехэтажный дом гостиницы «Альпийская Роза». Стиль этого дома тяготеет к наиболее пышному декору французского модерна - Ар Нуво.


Фасад обильно украшен лепниной, при этом она отражает все разнообразие альпийских трав - между окнами четвертого этажа тюльпаны и ирисы, между вторым и третьим этажом причудливый орнамент из тягучих линий сплетающихся маков.

Особенно стоит приглядеться к барельефу под последним этажом. Автор явно был под впечатлением от философии лепного фриза скульптора Н.А. Андреева на фасаде гостиницы «Метрополь», чье строительство бурно обсуждалось тогда во всех газетах города. И если фриз «Метрополя» - "Времена года", где женщины, старухи и дети в непрерывающемся шествии пытаются вырваться из плоскости стены, из круга Жизни - символизирует собой тщетность борьбы с естественным кругом Жизни - рождением, расцветом и умиранием. То фриз на гостинице поддерживает его и перекликается с ним, ведь они стоят рядом, через квартал, почти параллельно.


Тут дети, женщины и старухи пытаются выплыть из реки Жизни. Их смывает бурным потоком и они плывут по жизни рождаясь, расцветая и старея, приближаясь к вечной жизни - смерти.

Глубокий философский смысл, вложенный автором в это творение - делает его одним из лучших образцов модерна в городе. Кроме всего прочего на фасаде, мы видим с вами удивительной красоты чугунные решетки балконов и ограждения карнизов крыши в виде причудливых стебельков извивающихся и стремящихся к свету. Остроградский очень любил эти ажурные орнаменты чугунного литья, очень украшающие все его постройки.


Первый этаж был предназначен под небольшие магазины. Большие окна посередине разделялись красивыми дверями. До сих пор на одном из них сохранилась подлинная столярка - дубовые оконные переплеты с характерными для модерна криволинейными элементами.

модерн, Неглинка, мои

Previous post Next post
Up