Чудесное творение арх. А. Остроградского радует нас на Пушечной улице до сих пор.
Его занимает Росгосцирк. И я так рада, что им интересно знать историю этого здания и квартала.
Я для
них написала небольшую статью. Гостиница «Альпийская Роза»
![](http://data8.gallery.ru/albums/gallery/83049-f0050-15501394-m750x740.jpg)
До 1812 года на месте большого квартала домов ограниченным улицей Рождественкой, ул. Неглинной, Пушечной и Театральным проездом находился Пушечный Двор. Это был центр пушечно-литейного производства в России в XVI-XVII веках. Тут лили знаменитые пушки и колокола, в том числе и Царь-пушку, отлитую Андреем Чоховым в 1586 году, которым мы теперь любуемся в Кремле.
реконструкция В.Васнецова. Вид с Неглинной.
Уже при императоре Петре I начальник Артиллерийского приказа Яков Брюс начал переносить производство оружия подальше от центра города к Красному пруду. Но только в начале 19 века Пушечный двор был окончательно снесен. А после пожара 1812 года всю территорию Двора продали под частную застройку.
Участок со стороны Софийской, теперь Пушечной улицы в 1821 году был приобретен полковником А. В. Аргамаковым, родственником знаменитых братьев Фонвизиных. Здесь были выстроены небольшие доходные дома в классическом стиле, которые сдавались в наем. В конце 1820-х гг. здесь, у Аргамаковых, неоднократно останавливался состоявший под секретным надзором, служивший в лейб-гвардии Семеновском полку, участник заграничных походов 1813- 1814 гг., декабрист, член Союза благоденствия князь Павел Алексеевич Голицын.
В 1848 году в одном из флигелей Александр Семен открыл типографию, получив ее от своего отца Августа Семена. В 1851 году типографию посещал Н. В. Гоголь, предполагая печатать свои произведения. Позднее, в 1870-х гг., здесь помещалась известная “печатня С. П. Яковлева”. В середине века размещались модные магазины. Заведение Виктора Булье принимало в окраску и чистку материю, кружева, дымку и модную тогда, прозрачную, похожую на кисею ткань - тарлатан. Размещалась в доме и фотография (одна из первых) прибывшего из Парижа Девериля, изготовлявшая дагерротипы. В 1860-е гг. привлекал сюда покупателей магазин столовой посуды и хрусталя, изготовленных на фабриках Гарднера и Мальцева.
В 1880-х гг. одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части.
В левой части в 1901 -1902 гг. с сохранением старых стен по проекту знаменитого московского архитектора Анатолия Остроградского был возведен четырехэтажный дом гостиницы «Альпийская Роза». Стиль этого дома тяготеет к наиболее пышному декору французского модерна - Ар Нуво.
![](http://data8.gallery.ru/albums/gallery/83049-f0050-15501394-m750x740.jpg)
Фасад обильно украшен лепниной, при этом она отражает все разнообразие альпийских трав - между окнами четвертого этажа тюльпаны и ирисы, между вторым и третьим этажом причудливый орнамент из тягучих линий сплетающихся маков.
Особенно стоит приглядеться к барельефу под последним этажом. Автор явно был под впечатлением от философии лепного фриза скульптора Н.А. Андреева на фасаде гостиницы «Метрополь», чье строительство бурно обсуждалось тогда во всех газетах города. И если фриз «Метрополя» - "Времена года", где женщины, старухи и дети в непрерывающемся шествии пытаются вырваться из плоскости стены, из круга Жизни - символизирует собой тщетность борьбы с естественным кругом Жизни - рождением, расцветом и умиранием. То фриз на гостинице поддерживает его и перекликается с ним, ведь они стоят рядом, через квартал, почти параллельно.
![](http://data8.gallery.ru/albums/gallery/83049-280b5-15501400-m750x740.jpg)
Тут дети, женщины и старухи пытаются выплыть из реки Жизни. Их смывает бурным потоком и они плывут по жизни рождаясь, расцветая и старея, приближаясь к вечной жизни - смерти.
Глубокий философский смысл, вложенный автором в это творение - делает его одним из лучших образцов модерна в городе. Кроме всего прочего на фасаде, мы видим с вами удивительной красоты чугунные решетки балконов и ограждения карнизов крыши в виде причудливых стебельков извивающихся и стремящихся к свету. Остроградский очень любил эти ажурные орнаменты чугунного литья, очень украшающие все его постройки.
![](http://data8.gallery.ru/albums/gallery/83049-bf127-15501407-m549x500.jpg)
Первый этаж был предназначен под небольшие магазины. Большие окна посередине разделялись красивыми дверями. До сих пор на одном из них сохранилась подлинная столярка - дубовые оконные переплеты с характерными для модерна криволинейными элементами.