Оригинал взят у
ffeztromop в
Шедевры русской живописи из чешских запасниковМало кто знает, что на территории Чехии хранится самая большая коллекция русской живописи за пределами бывшей Российской Империи. Некоторые картины покупалась еще до революции чешскими русофилами, остальное привезли с собой русские эмигранты. За редкими исключениями работы самых выдающихся мастеров русского искусства десятилетиями не покидают музейных запасников или надежно спрятаны в частных коллекциях. Возможность увидеть хотя бы некоторые шедевры представилась лишь нынешним летом. Картинная галерея в городке Глубока-над-Влтавой в Южной Чехии устроила первую за последние полвека масштабную выставку русской живописи из чешских собраний. Почти сто малоизвестных полотен русских художников из запасников чешских музеев дополнены тремя экспонатами из коллекции Третьяковской галереи. Фотограф
Владимир Поморцев наблюдал за развеской картин накануне открытия выставки.
Первые посетители выставки в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша в городе Глубока-над-Влтавой перед картиной Виктора Васнецова «В костюме скомороха» (1882) из собрания Третьяковской галереи. Первоначально вообще планировалось привезти из Третьяковки знаменитое полотно «Иван Грозный убивает своего сына». Однако в итоге пришлось удовлетвориться небольшой работой Васнецова и двумя этюдам Репина к «Крестному ходу в Курской губернии» и «Запорожцам».
Портреты кисти Ильи Репина на выставке русской живописи в городе Глубока-над-Влтавой. Жизнерадостный парный портрет «На солнце» (1923) из собрания пражской Национальной галереи художник написал за семь лет до смерти, уже будучи почти 80-летним стариком. Мужской портрет (1899) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства в современной истории вообще никогда не выставлялся и до сих пор был известен только по черно-белой репродукции. Портрет старика (1910) из этого же собрания, по мнению многих искусствоведов, является фальшивкой. Подпись на портрете точно подделана, а живописная манера совсем не характерна для позднего Репина.
Первые посетители выставки русского искусства перед картиной Ильи Репина «Автопортрет за работой» (1915) из собрания пражской Национальной галереи. Автопортрет был написан по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи, однако по неизвестным причинам не был куплен Третьяковкой и впоследствии оказался в Чехословакии. Один из ключевых шедевров позднего периода творчества Репина последний раз выставлялся в 1950-е годы.
Рабочие готовятся закрепить на стене огромную картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града. Самое крупногабаритное произведение русской живописи в чешских собраниях было приобретено в 1933 году лично первым президентом Чехословакии Томашем Масариком за 120 тысяч чехословацких крон и с тех пор украшает одно из служебных помещений Пражского Града. За последние полвека картина выставляется лишь второй раз. Существуют еще две версии картины на этот же сюжет, хранящиеся ныне в Русском музее и Царскосельском лицее. Обе значительно меньше по формату.
Один из первых посетителей выставки перед эскизом Ильи Репина к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1890) из собрания Третьяковской галереи. Картина помещена на афишу выставки, хотя зрителей больше всего привлекает приведенный рядом текст самого ответа запорожцев султану, где в частности говорится: «Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать. Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!»
Полотно Ильи Репина «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1924) из собрания Галереи современного искусства в городе Градец-Кралове. Художник работал на этой картиной в общей сложности почти полвека, несколько раз кардинально меняя композицию и цветовое решение. Первые эскизы Репин сделал еще в 1877 году. Через четыре года, после посещения Коренной пустыни в окрестностях Курска, он отложил почти готовое полотно и начал новую картину. Так появился знаменитый «Крестный ход в Курской губернии», ныне хранящийся в Третьяковской галерее. Только 1891 году «Крестный ход в дубовом лесу» был впервые показан на выставке одновременно с «Запорожцами», а продать картину удалось лишь три десятилетия спустя. В 1925 году на пражской выставке Репина полотно прямо у автора приобрел чешский промышленник Томаш Маглич. Непосредственно перед продажей 80-летний художник третий и последний раз переработал картину. Сегодня «Крестный ход в дубовом лесу» считается самым значительным и одновременно одним из самых крупногабаритных произведений русской живописи в чешских собраниях.
Рабочие вывешивают полотно Ивана Айвазовского «Прибрежный пейзаж с церковью в полнолуние» (1852) из собрания пражской Национальной галереи. Картина была приобретена музеем в 1953 году у частного коллекционера. Всего в запасниках чешских музеев хранится почти три десятка полотен Айвазовского, из них только пять показаны на нынешней выставке.
Кураторы выставки русской живописи Петра Лексова и Властислав Токош выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Чаепитие у учительницы» (1910) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства.
Куратор выставки Петра Лексова выбирает место для картины из библейского цикла Василия Поленова «За кого меня почитают люди» (1909) из собрания пражской Национальной галереи. Справа видны пейзаж Василия Поленова «Татарская деревня в Крымских горах» (1905) из этого же собрания и картина Юлия Клевера «Старая Москва» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.
Картина Ивана Шишкина «Утро в лесу» (1888) из собрания пражской Национальной галереи.
Пейзаж Алексея Боголюбова «Вид на Москву с Воробьевых гор» (1879) из собрания Находской галереи изобразительного искусства. Судя по отметкам на обратной стороне картины, прежде она находилась в собрании Эрмитажа и оказалась за границей в результате распродажи большевиками эрмитажных коллекций в первые послереволюционные годы.
Рабочие вывешивают крупноформатное полотно Александра Александрова «Стенька Разин» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.
Кураторы выставки Юлия Янчаркова и Властислав Токош выбирают место для картины Филиппа Малявина «Крик» (1925) из собрания пражской Национальной галереи. В 1933 году в Праге с большим успехом прошла персональная выставка Филиппа Малявина. Многие его полотна тогда были куплены местными коллекционерами и остались в Чехословакии.
Куратор выставки Петра Лексова помогает перенести картину Филиппа Малявина «Каменоломня» (1930-е годы) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства.
Кураторы выставки Юлия Янчаркова и Властислав Токош переносят картину кисти Филиппа Малявина «Молодуха» (1925) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Картины русских художников из чешских собраний не выставлялись десятилетиями, поэтому даже специалисты часто не имеют представления о хранящихся там произведениях. Например, во время подготовки к выставке оказалось, что эта картина, хоть и приписывается Филиппу Малявину, однако подозрительно напоминает картину Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» из собрания пражской Национальной галереи.
Кураторы выставки Властислав Токош и Петра Лексова выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Герой минувшей войны» (1924) из собрания пражской Национальной галереи.
Картины Ивана Шишкина «Брод в лесу» (1898) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства и «На опушке соснового леса» (1884) из собрания пражской Национальной галереи. Сияющий сочными красками небольшой пейзаж «На опушке соснового леса» последний раз выставлялся в 1963 году и с тех пор был известен только по черно-белой репродукции.
Картина Михаила Нестерова «Благословение» (1923) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства.
Рабочие вывешивают полотно Александра Александрова «Стенька Разин» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.
Картина Григория Мусатова «Сон невесты» (1925) из собрания Находской галереи изобразительного искусства. К сожалению, выставочный зал галереи в городе Глубока-над-Влтавой не смог вместить все подготовленные и уже даже привезенные экспонаты, поэтому три десятка картин в последний момент пришлось снова убрать в запасники. Так случилось и с этой работой художника-эмигранта Григория Мусатова, жившего и работавшего в Чехословакии.
Кураторы выставки Петра Лексова и Властислав Токош безуспешно пытаются найти место для картин Юлия Клевера «Старая Москва» (1912) и «Зимний пейзаж на закате солнца» (1909) из собрания Находской галереи изобразительного искусства. Обе картины тоже не поместились в итоговую экспозицию. Между тем на одной из них изображен тот самый Большой Москворецкий мост, ныне более известный как Немцов мост.
Карандашный рисунок Ильи Репина «Ночные кошмары Ивана Грозного» (1868) из собрания Находской галереи изобразительного искусства. В этом подготовительном рисунке художник первый раз обращается к теме деспотичного царя. Творческий поиск завершился знаменитым полотном «Иван Грозный убивает своего сына». К сожалению, рисунок тоже не вошел в итоговую экспозицию.
Парный портрет Николая Васильевича Лопухина и его супруги Екатерины Николаевны Лопухиной кисти неизвестного русского художника начала XIX века из собрания Находской галереи изобразительного искусства.
Рабочие закрепляют на стене картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града.
Кураторы выставки Властислав Токош и Петра Лексова выбирают место для картины Роберта Фалька «Пейзаж с собакой» (1910) из собрания пражской Национальной галереи.
Один из первых посетителей выставки русской живописи перед ранней работой Наталии Гончаровой «Цветы» (1900-е годы) из собрания пражской Национальной галереи. Справа висит картина Ивана Кулеца «Мальчик в шапке» (1930-е годы) из этого же собрания. Украинский художник-авангардист Иван Кулец перебрался в Прагу накануне Первой мировой войны и прожил здесь до самой смерти.
Первые посетители выставки перед портретом писателя Александра Николаевича Струговщикова из собрания Находской галереи изобразительного искусства. Картина попала в Чехословакию в 1930-е годы из частного собрания в Берлине. Принято считать, что это авторское повторение портрета кисти Карла Брюллова (1840), хранящегося ныне в Третьяковской галерее. Хотя последнее время некоторые искусствоведы ставят под сомнение авторство Брюллова, полагая, что это копия работы неизвестного художника XIX века.
Один из первых посетителей выставки перед картиной Константина Коровина «Деревенский мотив» (1919) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Константин Коровин написал этот пейзаж на своей даче в местечке Охотино Владимирской губернии, где художник жил в первые послереволюционные годы до отъезда в эмиграцию в 1923 году.
Нынешняя выставка в Южночешской картинной галерее демонстрирует лишь малую толику сокровищ русского искусства из чешских собраний. Многие шедевры так и не покинули запасников пражской Национальной галереи и других музеев, куда не имеют доступ даже специалисты. Книга чешского искусствоведа Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» вышла в 1974 году и до сих пор остается единственным серьезным исследованием на эту тему. Некоторые картины русских художников сегодня известны только по цветным или черно-белым репродукциям в этой книге. Например, картина Абрама Архипова «Смеющаяся женщина в красном» (1924) из собрания пражской Национальной галереи последний раз выставлялась в 1961 году.
Картина «Автопортрет за работой» кисти Ильи Репина (1915) из собрания пражской Национальной галереи.
Выставка русской живописи в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша (Alšova jihočeská galerie) в городе Глубока-над-Влтавой (Hluboká nad Vltavou) продлится до 27 сентября 2015 года. Одновременно в галерее работает выставка фотографий из личного архива знаменитого чешского фотографа Яна Саудека. Подробности на сайте галереи:
www.ajg.cz Фотографии сняты в июне 2015 года в городе Глубока-над-Влтавой.
(
полная версия очерка )
Copyright © 2015 Vova Pomortzeff