Историки "раскопали" историю знаменитого особняка, в котором родился и жил поэт Вяземский, который теперь реконструируют для "Музейного городка" Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
картинка ссылка на статью Саши Можаева на сайте "Вестей".
Уже известно, что в процессе реставрации выяснили, что здание старше чем думали, притом намного. Раньше считалось что особняк построен Голицыными в 18 веке, потом им владел отец Вяземского... ну и так далее.
А в 1993 году выяснили, что это огромные палаты 17 века.
Палаты, которые стоял окнами в окна дворца первого тестя Петра Великого, Федора Авраамовича Лопухина (ныне - Музей Рериха, Большой Знаменский, 3), говорят что хозяин их должен быть не менее богат, а может быть и более, чем Лопухин.
По архивам уточнили: в 1711 году князь Сергей Алексеевич Голицын взял этот дом как приданое за девицей Анастасией Васильевной Толочановой.
Род Толочановых владел частью этого обширного двора еще в первой половине XVII века.
Клейма на кирпичах древней части дома позволяют датировать ее 1690-ми годами.
Это значит, что палаты, вероятнее всего, выстроены дедом Анастасии, дворянином Семеном Федоровичем Толочановым, состоявшем с 1683 года в высоком звании окольничего (отец ее до высоких чинов не дослужился и владел скромным двором на Арбате - там, где ныне стоит дом-музей А.С. Пушкина).
До Смуты Толочановы были неродовитыми брянскими дворянами.
В 1606 году воевода Михаил Толочанов был поставлен в город Моравск, дабы оказать сопротивление идущему к Москве Лжедмитрию I. Горожане не оценили порыва, подняли мятеж, связали воеводу и сдали его самозванцу. Воевода однако остался жив (убили его позже, в дни восстания Болотникова) и назначен стряпчим Лжедмитрия, отчего некоторые историки подозревают, что он сам и был тайным организатором моравского мятежа.
Тем не менее, после Смуты Толочановы осели в Москве, а внук Михаила, сокольничий Семен Федорович сделал карьеру в годы регенства царевны Софьи, будучи с 1686 по 1690 годы казначеем государева Казенного приказа.
В дворцовых хрониках имя Семена Толочанова стоит рядом с именами знаменитостей - Василия Голицына, Емельяна Украинцева, Федора Шакловитого.
Коли так, то вот и ответ - строитель наших палат не самый родовитый придворный, который, побывав в должности главного Кремлевского финансиста, вполне имел возможность выстроить себе хоромы, равные соседнему дворцу царского родственника.
В 1690 году он также строит сохранившийся доныне храм Сергия в Коньково, одновременно царица Наталья Нарышкина строит точно такую же церковь Владимирской иконы на Никольской улице - не очень понятно, кто у кого срисовывал, но факт в любом случае красноречивый.
Нарышкина и сосватала за своего сына Петрушу Лопухинскую дочь Евдокию, так что вполне можно предполагать, что Лопухин и Толочанов в ту пору принадлежали к одной партии и жили вполне добрососедственно.
Обстраивались дворцами они практически одновременно. Палаты Лопухина, возведенные после 1689 года, внешне очень консервативны, ибо их ставил человек старшего поколения (хозяину на тот момент было 60). Толочанов тоже не был юн, но похоже, что он был человеком более прогрессивных воззрений, ибо архитектура его дома имеет важные отличия.
Честь и удовольствие впервые оценить характер древнего памятника выпала архитектору Татьяне Михайловне Беляевой, ныне ответственной за его реставрацию.
Вот что она рассказывает: "Когда задний и торцевой фасады были расчищены от штукатурки, я была поражена, насколько наличники парадного этажа оказались близки стоящим неподалеку, в начале Остоженки, Красным палатам. Их декор, обнаруженный в 1972 году, имеет уникальные элементы, например, слегка несоразмерные "подвески" в нижней части наличников, составленные из кирпичных треугольников и полукругов. Здесь мы нашли точно такие же - деталь настолько узнаваемая, что можно не сомневаться в участии одних и тех же мастеров. Похоже, что мы и лестницу в несохранившийся деревянный этаж нашли, подобную той, что есть в Красных палатах".
Так называемые Красные палаты выстроены стольником Никитой Головиным, о личности которого мало что известно. Но определенно, что этот дом ближе к первым дворцам начинающегося Нового времени, нежели к палатам боярской эпохи. То есть, если глядеть на него издалека - палаты палатами, но если приглядеться, то становится заметным отсутствие традиционного крыльца на протяженной стене, где одинаковые наличники поставлены в ровную линию, так же как в доме Толчанинова.
Чтобы уточнить степень родства этих домов, осталось найти следы парадного крыльца - было ли это традиционное, крытое рундуками украшение главного фасада, как у Лопухиных, или более легкая внешняя лестница у его края, как у Головина?
"Мы, конечно, надеемся найти ответы еще на целый ряд вопросов, - говорит Татьяна Михайловна. - Главный фасад украшен богатой поздней лепниной, и его не получится расчистить, как прочие. Однако я надеюсь, что когда за работу примутся мастера-лепщики, мы сможем вместе провести отдельные зондажи, чтобы понять, была ли эта, обращенная к парадному двору сторона дома такой же, как остальные или же она окажется еще богаче? Задний фасад также требует дальнейшего осмысления, например, здесь есть очень странная арка, найденная в месте примыкания внутренней стены. Предварительно мы трактуем ее как выход на заднее крыльцо из несохранившейся внутристенной лестницы, хотя среди московских памятников этого времени неизвестно примеров подобных планировочных решений".
Так как непосредственно перед памятником 17 века роют котлован на 18 м глубиной для подземных 4 этажей городка, очень надеюсь, что он туда не сползет...