Дом Н.Ф. Ржевского в Сущевском тупике

Apr 06, 2015 13:01

Вчера почти снесли этот дом... без всякой разрешительной документации, вообще без всякой документации ВНИИА им. Духова сносит наверно для того, чтобы на своей территории новые дома построить...
Активистам Архнадзора удалось остановить снос, когда уже половины дома не было...

Оригинал взят у il_ducess в Дом Н.Ф. Ржевского в Сущевском тупике
Меня всегда удивляет куда может привести простое мое любопытство.
Вот ходишь ходишь мимо дома какого-нибудь, думаешь: эх чей же это был дом и кто его построил.
И когда все-таки начинаешь про него копать иногда открываются такие линии что диву даешься.

Вот ходила я мимо этого дома уже года три



и все время когда мой взгляд в него упирался, я думала ведь кто-то этот дом построил как доходный в начале 20 века наверняка.
Но кто?
И сегодня прогуливаясь там с Зиной я поняла, сегодня или никогда!

Изучая карту 1901-1915 г. я выяснила, что владение это в эти времена было № 1161/582 по Селезневкому тупику (Теперь это самый торец Сущевского тупика за Сембанком и значится оно по Сущевской ул. д.16С8)
И принадлежало оно некому Николаю Федоровичу Ржевскому - в 1901 году http://www.msk1901adres.narod.ru/1/368.htm ка служащему Московской Казенной Палаты и Преподавателю Женской гимназии Ржевской, а в 1914 - Податному инспектору III- го участка г. Москвы и к тому же члену Московского Отделения Императорского Русского технического общества.

Больше о нем я ничего не смогла узнать, но его жена оказалась очень интересной женщиной и о ней я узнала гораздо больше.
А женат он был на Антонине Леонардовне Поповой ( Ржевской) (1861-1934).
Она была художницей, и одной из двух женщин принятых в Товарищество передвижных выставок.


Антонина Леонардовна Ржевская родилась в селе Шалепники Зубцовского уезда Тверской губернии в обедневшей дворянской семье. Училась в Мариинской гимназии в Твери. В 1880 году переехала в Москву. Работала типографским корректором, давала частные уроки; одновременно поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ее руководителем был В.Е.Маковский. Она между прочим училась там вместе с Константином Коровиным.

Выставляться А.Л.Ржевская начала в 1890-х годах. В 1893 году ее картину "Сироты" приобрел московский меценат К.Т.Солдатенков (позже по его завещанию передана Румянцевскому музею, затем оказалась в Севастопольском художественном музее). Прототипами персонажей этой жанровой сцены послужили мать художницы Александра Николаевна Попова и её дочери


В 1897 году на XXV выставке Товарищества передвижников появляется ныне широко известная, разошедшаяся по России в тысячах репродукций картина А.Л.Ржевской "Веселая минутка", купленная для своей галереи П.М.Третьяковым. После этого А.Л.Ржевская становится действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (кроме нее, подобная честь была оказана еще только одной женщине - Э.Я.Шанкс).


В 1903 году зрители увидели полотно "Музыка", В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой успех полотно «Музыка». Картину приобретает для своей коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников.
Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине: " Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место..." (подарена им Румянцевскому музею, позже оказалась в художественном музее Нижнего Тагила).


Кроме Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), А.Л.Ржевская состояла в разные годы членом Московского общества любителей художеств (МОЛХ), Ассоциации художников революционной России (АХРР), Объединения художников-реалистов (ОХР) и участвовала во множестве самых престижных выставок. Наряду с большими жанровыми полотнами она писала портреты, пейзажи, натюрморты - маслом, акварелью, пастелью.

Вот что пишет в своих воспоминаниях их внучка:
Николай Федорович впервые увидел свою будущую жену, когда она плясала. Какой-то ее прапрадед женился на таборной цыганке, так что у бабушки была цыганская кровь… Дедушка дважды делал предложение Антонине Леонардовне, на второй раз она согласилась. Гораздо позднее К.Ф.Юон приехал к моему папе - Василию Алексеевичу Ватагину - и привез рукопись воспоминаний некой художницы (фамилию ее я забыла), учившейся вместе с бабушкой в Училище. Она писала: "Бедный Костя Коровин сразу же влюбился в Тоню Попову, но взаимности не получил. Она вышла замуж за Ржевского и родила ему двоих дочерей" - то есть мою маму и тетю.
....
Свекровь бабушки не одобряла ее занятий живописью: тогда это считалось для женщины неприличным. Другое дело дедушка - Николай Федорович Ржевский. Едва ли он очень хорошо разбирался в живописи, будучи человеком совсем другого круга, но так любил бабушку и ценил ее талант, что выстроил для нее мастерскую под стеклянной крышей на верхнем этаже дома. После революции этот дом в Сущевском тупике национализировали, впоследствии надстроили еще двумя этажами. Теперь он неузнаваем.

Он действительно неузнаваем. Но черты старого дома у него проглядывают.












В 1913 году их дочка Антонина Николаевна Ржевская обвенчалась с известным в наши дни русским и советским графиком и скульптором-анималистом Василием Алексеевичем Вата́гиным (1883/1884 - 1969).
У них было две дочери: Ирина, тоже художник, иконописец, реставратор высшей категории, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, которая умерла в 2007 года и Наталья.
Ирина как раз и оставила воспоминания.


Это вот Ирина Васильевна Ватагина.



А это ее сын Николай Евгеньевич Ватагин. Тоже художник.
Правнук владельцев этого дома.

Ну и напоследок еще отрывок из воспоминаний ее внучки Ирины:

"У Антонины Леонардовны Ржевской был еще целый ряд жанровых вещей: "В церкви", или "Да исправится молитва моя" (находилась как будто в одной из галерей Новосибирска, а потом рассказывали, что видели ее в комиссионном магазине в Санкт-Петербурге); "Сироты" (в Севастопольском музее)... Потом Антонина Леонардовна порвала с передвижниками из-за несогласия с их программой. Ее более поздние работы ближе по манере к "Миру искусства". Да и "Веселая минутка" не очень характерна для передвижников: у тех везде мировая скорбь, а тут пляшут - довольные, счастливые...

Скончалась Антонина Леонардовна в возрасте 73 лет в Тарусе. Дедушка умер еще раньше, когда мне было всего три года. У нас дома есть акварель Антонины Леонардовны: дедушка держит меня на коленях, а я нанизываю на веревочку пустые катушки от ниток. Я прекрасно помню, как тогда позировала.

Погребена бабушка тоже в Тарусе."

Ну вот такое оно любительское москвоведение занимательное.
Никогда бы не сказала глядя на этот дом, что он таит столько интересного!!!

Ну и источники:
Воспоминания.
Тут
Тут

Хозяева здания теперь ВНИИА им. Духова.

Художники, Сущево

Previous post Next post
Up