Ну вообще-то традиционное искусствоведческое толкование - невеста из купеческой семьи, а майор как-никак, но дворянин. Одета девушка "не по чину", в подражание дворянам, и жеманничает для виду. Выражение ее лица можно рассмотреть на фото в большом разрешении. Кроме того, существует стихотворение, которое написал сам художник, объясняя свою работу: http://literatura5.narod.ru/fedotov4.html И в нем поведение невесты тоже описывается в шутливо-жеманной манере.
Я читала в сборнике воспоминаний "Москва купеческая", что в купеческой среде, вопреки популярному мнению о желании породниться с "благородными", неравные по положению браки считались большим несчастьем, а не удачей. Дворянин на купеческой дочери женится, разве что для того, чтобы поправить ее приданым свои никудышные дела, разорит, да и оставит жену с малыми детьми и без средств к существованию. Да и дворяночка в купеческую семью тоже от хорошей жизни не войдет, а войдя счастья не принесет. Так что, тут уж скорее сваха расстаралась, сыграла на батюшкином тщеславии.
Конечно, женились на деньгах прежде всего. В браке женщинам всегда несладко было, но чтобы все женившиеся на купеческих дочерях оставляли своих жен и детей - это большая натяжка, по-моему. Брак со счастьем вообще редко когда ассоциировался, то есть со счастье в современном понимании. Счастьем для женщины считались дети, счастье - довольство, добродетель, наконец. Но женское счастье от разделенной любви было редкостью. Стерпится - слюбится. Жених с невестой особо и знакомы-то до свадьбы не были.
Безусловно, браки были преимущественно по сватовству. Но я говорю именно про браки социально неравные - девушку из купеческой семьи в дворянском обществе (даже небогатом) примут скорее всего весьма прохладно. Муж женится преимущественно на деньгах и с большой вероятностью начнет шпынять молодую жену за неотесанность. Плюс в отличие от привычной ей среды, полученный в приданое капитал с высокими шансами проиграет или прокутит, а не вложит рачительно в свое дело. И хотя в царской России жена имела юридическое право в отличие от той же Англии, сохранять независимость своего состояния от мужа и управлять им по своему усмотрению, но это же еще надо было в семье отстоять это право. Потому и говорю, что точно такие же браки по сговору предпочитали заключать в своей среде, а к межсоциальным относились с опаской и предубеждением.
В "Пошехонской старине" как раз такой мезальянс: папеньке было за 40 (бедный дворянин), а маменьке 15. Женился он только на деньгах, причем отец невесты с приданым зятька надул, и потом в новой семье ее пытались шпынять. Но она через пару лет потом подросла и всех в бараний рог скрутила
Это все верно, но Федотов не стал бы рисовать такой сюжет, если бы эти браки не были столь популярны. И успех его картин был грандиозный. Может быть, такие мезальянсы стали негативно оценивать через какое-то время, когда был накоплен опыт. А поначалу казалось, что это круто.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Потому и говорю, что точно такие же браки по сговору предпочитали заключать в своей среде, а к межсоциальным относились с опаской и предубеждением.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Может все дело в том, что я не умею кокетничать:)))
Reply
Reply
Leave a comment