Алексей Иванович Хлудов (1818-1882)

Feb 05, 2014 20:09

PS. Алексей Иванович Хлудов не был старообрядцем. Он был старостой церкви Трех Святителей у Красных ворот. (Ирина Левина)
Оригинал взят у gpib в Алексей Иванович Хлудов (1818-1882): старообрядец, фабрикант, коллекционер
Алексей Хлудов родился в Москве в 1818 году и был одним из шести сыновей Ивана Ивановича Хлудова, купца, человека энергичного и предприимчивого. Основатель династии, И.И. Хлудов, начинал с производства на ручных станках мелкого тесемочного товара - кушаков и поясов, постепенно расширяя производство и привлекая к нему кустарей. В 1817 году Хлудовы перебрались в Москву из деревни Акатово Егорьевского уезда и поселились в убогом домике родственников на берегу Яузы. В 1827 году Иван Иванович уже был купцом III гильдии и перевез семью в собственный дом на Третьей Мещанской, в 1834 - приобрел для торговли пряжей две лавки - в Гостином дворе и в городских рядах. В том же 1834 году он скончался, и отцовское дело перешло в руки сыновей. Главным зачинателям текстильного производства в Егорьевске (а именно там, на родине отца, было решено строить фабрику) - Алексею и Герасиму Хлудовым - было 17 и 15 лет соответственно. Фабрика открылась в 1845 году; два года - 1844 и 1845 - Алексей Хлудов провел в Лондоне и Ливерпуле, изучал фабричное производство и приобретал оборудование. Дело процветало: первый корпус бумагопрядильни был заложен в 1844 году, а в 1848 производство расширили, построив второй, четырехэтажный, корпус. На территории фабрики располагались механическая ремонтная мастерская, газовый завод, дома для служащих.



Алексей Иванович Хлудов. Портрет.

Хлудовы были не только предприимчивы и удачливы в делах, но и обладали изрядной толикой авантюризма. В 1861 году сын Алексея Ивановича, Иван, оказался в эпицентре совершенно неожиданного, но, учитывая семейные черты, вполне предсказуемого приключения. Из-за Гражданской войны в Америке был перекрыт доступ хлопка в Европу, и в бумажной промышленности наступил кризис. Иван, также обучавшийся в Англии, решил завести прямые торговые отношения с экспортерами хлопка. Для путешествия он снарядил особый крейсер, сумел благополучно доплыть до Саванны и закупить товар, но на обратном пути попал в плен к северянам. Хлопок конфисковали, убытки Хлудовых достигли трех миллионов рублей, а предприимчивого молодого человека освобождали при помощи Российского посольства.
В Егорьевске Алексей и Герасим Хлудовы продолжали расширять фабрику и создавать, как сказали бы сейчас, «сопутствующую инфраструктуру». На фабрике с самого начала были установлены паровые машины, цеха освещались газом, добываемым из бересты, а затем из древесной смолы. На близкой речке устроили запруду, затем построили мост. В 1869 году по ходатайству братьев к Егорьевску была проведена железнодорожная ветка от станции Воскресенск Московско-Казанской железной дороги. В Егорьевске была построена богадельня на сто человек, основано начальное городское училище, на фабрике устроен приемный покой для лечения рабочих. На средства Герасима Хлудова был основан Егорьевский общественный банк. В 1874 году Алексей и Герасим отходят от дел, передав управление своим сыновьям.
Картина кипучей деятельности Хлудовых в Егорьевске была бы неполной без нелицеприятного свидетельства «Отечественных записок»: «Хлудовщина представляет собой гнездо всяких эпидемий. Казармы, как гигантский зверинец, разбитый на клетки или каморки, грязные, смрадные, пропитанные вонью отхожих мест…»
Но вместе с тем строительство в Егорьевске Хлудовской мануфактуры вызвало бурное развитие города, превратило его в крупнейший центр промышленности в Рязанской губернии. Сами фабричные корпуса до сих пор являются памятником промышленной архитектуры. «Прекрасное здание Хлудовской бумагопрядильни стоит против самого города, на другом берегу реки Гуслянки… Вид громадного фабричного здания, над которым поднимаются две гигантские трубы, особенно великолепен вечером, когда фабрика освещена газом. В это время забываешь, что находишься в таком маленьком городке, как Егорьевск».
Сыновья Ивана Хлудова достаточно быстро передали управление семейным делом следующему поколению. В 1860-ых годах вышел из фирмы «Ивана Хлудова сыновья» самый младший брат - Давид. Свое состояние (около двух миллионов рублей) он пожертвовал церквям и монастырям Рязанской и Московской епархий и умер если не в бедности, то в совершенной - по сравнению с братьями - скромности.
Савелий Иванович Хлудов еще в 1845 г. передал свой капитал братьям и жил в небольшом домике во дворе фабрики возле ткацкого корпуса.



Экслибрис-наклейка коллекции Хлудова.

Алексей Иванович Хлудов был известен в Москве как крупный коллекционер, увлекавшийся собирательством древних рукописей, старопечатных книг и икон. В 1860 г. он приобрел собрание старообрядца А.Н. Озерского, оно и стало началом его коллекции. Алексей Иванович был убежденным старообрядцем-единоверцем, и сфера его интересов была соответствующей: книги дониконовской печати, старообрядческие рукописи, памятники славянско-русской письменности. Ему удалось приобрести части нескольких крупных собраний - купца А.И.Лобкова, этнографа и фольклориста А.Ф. Гильфердинга. Алексей Иванович широко пользовался услугами известных московских книгопродавцов С.Т.Большакова, Д.В.Пискарева, Ф.И. Крашенинникова. В собирательстве Хлудову помогал его личный библиотекарь, старообрядец И.В.Борисов.







Специально для описания библиотеки Хлудов пригласил историка А.Н. Попова. Составленные Поповым каталоги рукописей и старопечатных изданий были опубликованы в 1872 и 1875 годах. О хлудовской библиотеке и её каталоге сообщал «Вестник Европы»: «Но, кроме картин, московские коммерсанты стали собирать и разные другие редкие вещи. Люди, занимающиеся нашей старой письменностью, знают, что в доме А.И. Хлудова находится весьма замечательная коллекция старых русских и церковно-славянских книг и рукописей. Хозяин не так давно издал каталог и разослал его всем компетентным людям. Сам по себе этот каталог уже есть произведение эрудиции…»



Один из составленных А.Н. Поповым каталогов.

В каталоге 1872 года было описано 364 рукописи и 575 книг старой печати XV - XIX веков. Рукописи в собрании Хлудова составляли восемь разделов. В первый было включено Священное Писание. Во второй - толкования Писания, в третий - творения святых отцов, в четвертый - рукописи по каноническому праву. В пятом были собраны богословские сочинения. В шестом - богослужебные книги, в седьмом - церковно-исторические и литературные сочинения. Но самым ценным был восьмой раздел. В него Хлудов и Попов включили сто девять рукописей, посвященных исключительно вопросам раскола. Такого собрания полемических сочинений не имела ни одна библиотека России.




Старопечатные книги хлудовского собрания хорошо представляли начальный этап славянского книгопечатания (краковские, пражские, венецианские издания) и ранний этап книгопечатания в России. Все книги отличались хорошей сохранностью. А. Н. Попов писал: «Для любителей старопечатных книг и для библиографов заметим,что настоящее собрание по полноте и сохранности экземпляров вполне может быть названо превосходным. Много лет и много стараний положено было на это владельцем их. Одна и та же книга не раз менялась на лучший по сохранности экземпляр…. Всякий, занимающийся изучением старопечатных книг, всякий, кому нужна справка в том или другом издании, по справедливости оценит стремление собирателя довести свою коллекцию до возможного совершенства, в отношении подбора книг, полноты и сохранности экземпляров».
Главной ценностью хлудовской коллекции была, да и остается, так называемая «Хлудовская Псалтырь» - уникальная греческая Псалтырь IX века, украшенная миниатюрами. Манускрипт был создан в Византии около 850 года. Хлудовская Псалтырь - одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трех, оставшихся с IX века. Известный славист XIX века Виктор Иванович Григорович привез её из своего длительного путешествия по Балканам в 1844-47 гг. А. И. Хлудов приобрел Псалтырь как часть собрания купца-старообрядца Лобкова. Ф.И.Буслаев писал: «Эта рукопись по важному значению украшающих её миниатюр, как и в художественном, так и в археологическом и церковном отношении едва ли не самая замечательная из всех, находящихся в нашем Отечестве».



Одна из страниц Хлудовской Псалтыри.

В особняке Хлудова на Садовой Псалтырь хранилась отдельно от остальной коллекции, в особой комнате. Впрочем, даже на столь редкий экземпляр распространялся главный принцип Алексея Ивановича Хлудова: к коллекции мог получить доступ всякий желающий. Так, с новгородской лицевой Псалтырью XIII века в библиотеке Хлудова работал архимандрит Амфилохий, с сербских рукописей срисовывал заглавные буквы и заставки А.М. Васнецов. «Комната, где хранятся книги и рукописи, отделана в стиле, с мозаичным полом и расписным сводчатым потолком, и даже люстра в древнерусском вкусе. Библиотека не публична, но каждый, кто интересуется делом, найдет к ней легкий доступ», - писал П.Д. Боборыкин в своем обзоре частных московских коллекций.



Бывший особняк А.И. Хлудова.

А. И. Хлудов умер в Москве 22 марта 1882 года. Согласно его завещанию, вся коллекция книг, икон и рукописей была передана в Никольский единоверческий монастырь в Москве. И сразу после передачи, опять-таки согласно завещанию, библиотека и собрание рукописей были открыты для осмотра и изучения.
Сейчас хлудовское собрание хранится в Государственном Историческом музее.
Часть не старопечатных книг, в том числе литература по истории раскола и старообрядчества, в 1938 году была передана в ГПИБ, они находятся в книгохранении Исторички и - в полном соответствии с принципами Алексея Ивановича Хлудова - доступны любому заинтересованному читателю.

Литература:
Артемова Н.Н. Из истории рода Хлудовых // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. - М., 1997. - С. 110 - 122.
Боборыкин П.Д. Письма о Москве: Письмо третье // Вестник Европы. - 1881. - № 7. - С. 396 - 397.
Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991. - С. 159 - 162.
Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 г. - № 826. - СПб., 1912.
Полунина Н.М., Фролов А.И. Коллекционеры старой Москвы. - М., 1997.
Хлудов А.И. // Русский биографический словарь. - [Т. 21] : «Фабер - Цявловский». - СПб., 1901. - С. 341 - 342.
Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. - М., 1977.

Хлудовы, Купечество, Купцы

Previous post Next post
Up